Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Сюжетно-ролевые игры младших дошкольников
Post Icon

Сюжетно-ролевые игры младших дошкольников

Автор: Побойнева Наталья Николаевна, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ детский сад № 58 г. Иркутск

В возрасте от 3 до пяти лет ребёнок в игре начинает уже подражать деятельности взрослых. Здесь важны такие игры, которые позволяют познавать назначения предметов, их функции, учат детей пользоваться предметами как орудиями труда. Занятия с пирамидками, куклами, строительными наборами расширяют представления детей о величине, форме, цвете, положении предметов в пространстве, а занятия с игрушками на колесах, лопатками, совками, которыми можно копать снег, песок, повышают двигательную активность, улучшают координацию движения. Ребенок в игре начинает подражать деятельности взрослых, а игрушки служат ему символами, помогают развивать сюжеты игр, способствуют формированию начал отвлеченного мышления.

    Типические особенности игр младших детей – их индивидуальный характер. Когда дети приходят в детский сад, важно, чтобы они научились играть. Поэтому воспитатель некоторым детям уделяет особое внимание. Она помогает познакомиться с новой средой, преодолеть застенчивость и возбуждает их интерес к жизни в детском саду. Особенно нужно постараться включить детей в игру, поэтому нужно давать малышам различные игрушки и учить обращению с ними. В младшей группе часто содержанием детских игр бывает разнообразная деятельность с игрушками, особенно если дети умеют их правильно использовать. Ребенок качает куклу, возит машину по комнате, кормит лошадку и пр. Именно это и обусловливает индивидуальный характер детских игр. Между детьми младшей группы очень часто возникают недоразумения из-за игрушки; дети не умеют договориться между собой, выхватывают друг у друга игрушки, не умеют вежливо попросить, жалуются воспитателю и обращаются к ней за помощью.

      В развитии самостоятельных игр младших дошкольников большую роль играет правильный подбор и расположение игрушек.

     Для сюжетно – ролевых игр малышам необходимы куклы, посуда, мебель. Хорошо иметь в группах игрушечные утюги, плиты, атрибуты для игр в парикмахерскую, в больницу.

    Кроме того, нужны автомашины крупных и средних размеров, коляски для кукол и др.

     Наборы игрушек должны быть размещены в разных местах комнаты, чтобы дети имели возможность играть небольшими группами. Организуя среду для сюжетно-ролевой игры, игровой материал нужно вносить постепенно, по мере получения детьми знаний об окружающем, чтобы игрушки помогли вспомнить те события, с которыми дети недавно познакомились. После закрепления и уточнения знаний можно внести какую-то новую игрушку или самодельные атрибуты, а иногда и настоящий предмет, например, кухонную доску. Эти предметы должны быть безопасными для детей. В оснащении игровой среды особое место отводится предметам-заместителям. В игры детей четвертого года жизни предметы-заместители нужно вводить в совместной игре, т.к. требуется пример действия с ними. Как правило, дети принимают предметы-заместители с большим удовольствием, а в дальнейшем по собственной инициативе включают их в свои игры. Например, девочки готовили чай и спрашивали друг друга: «Где заварка?» Потом обратились к воспитателю. Он предложил выбрать из природного материала. Дети взяли семена липы, разложили их в чашки и уже потом стали наливать чай. Иногда детей нужно специально ставить перед необходимостью самостоятельно подбирать предметы-заместители. Дети играют в «Детский сад», кроваток на всех детей-кукол не хватает, тогда девочки нашли выход из положения: они взяли крышки от коробок и уложили на них кукол.

    Предметы-заместители очень разнообразят и обогащают игровые действия детей. Однажды в игре девочка на вопрос, чем она кормит дочку, сказала, что кормит ее котлетами. При этом она брала из тарелки ложкой воображаемые кусочки котлет и подносила ко рту куклы. «Ты уже фарш сделала?» - поинтересовалась я. Вместе решили, что листок бумаги будет мясом. В игру включился ряд  новых игровых действий: девочка положила листок в мясорубку, покрутила ее, потом достала бумагу и порвала на кусочки. Разложила кусочки бумаги на сковороде, поставила жарить на плиту и только после этого стала кормить дочку, но уже не ложкой, а вилкой.

     Для того, чтобы дети могли постоянно включать в игру предметы-заместители, в игровые уголки целесообразно поставить коробки с природным и бросовым материалом. Часто детьми используется строительный материал, например, кирпичик - телефон, конус – мороженое и т.д.

    Воспитателю в этой возрастной группе необходимо подготовить хорошие условия для игры, помочь детям выбрать игрушки. Многое зависит от того, умеет ли воспитатель отвлечь внимание ребенка от игрушки, которой играет его товарищ, доказать ему, что и другой игрушкой можно очень хорошо и интересно играть. Иногда достаточно сказать несколько занимательных слов об игрушке, чтобы возбудить интерес к ней у ребенка. Но нельзя пренебречь и наглядным показом, учить действовать игрушкой. Для младших детей просто необходимо, чтобы воспитательница сначала играла с ними вместе, помогала им переодеть куклу, уложить её в колясочку, построить высокую башню, отвезти автомашину в гараж и пр. Показывая, как обращаться с игрушкой, воспитатель развивает одновременно и конструктивные способности детей: она использует строительный материал, различные кубики, разборные игрушки. Под руководством взрослого дети делают сначала самые простые строения, учатся укладывать кубики ровными рядами, делать надстройки в высоту и т.д.

     Если воспитатель научил детей самостоятельно и спокойно играть с игрушкой, то он достиг первой стадии развития игровой деятельности. Но тут возникает следующая задача – преодолеть ступень индивидуальных игр и постепенно направлять детей к общим играм, объединять их в группы и пробуждать интерес к коллективу. А для этого нужно создать условия, побуждающие детей к общим играм. Сами обстоятельства жизни в детском саду помогают усилиям педагогов. Дети весь день находятся в одной группе, пользуются общими игрушками, подчиняются общему режиму дня. Эти факторы способствуют возникновению более тесных взаимоотношений между детьми. Педагог способствует укреплению возникших товарищеских отношений. С этой целью можно вмешаться  в ход детских игр, тактично её направить: «Люда, твоя дочка хочет в детский сад, отведи её туда».  Возникает возможность объединить индивидуально играющих детей в группу. Или, например, мальчику, который бесцельно тянет машину по группе, можно сказать: «Саша, не хочешь ли ты помочь Диме и Никите возить кирпичи на стройку?» Так можно подвести ребенка к тому, чтобы он согласовал свои действия с другими детьми, чтобы при посредничестве воспитателя ребенок завязал с ними более живые отношения.

  Характерным признаком игр детей младшей группы является ограниченность содержания, бедность сюжета. Ребенок очень часто играет индивидуально именно потому, что в его игре не нужны другие участники: он может сам осуществить все действия. Следовательно, задача педагога – расширить сюжет игры так, чтобы можно было включить в нее больше детей и занять их общей деятельностью. Для этого можно предложить провести экскурсии на кухню детского сада, в медицинский кабинет. В процессе экскурсий необходимо включать детей в активную деятельность. Например, в медкабинете медсестра может поставить детям градусники, измерить их рост, вес, послушать фонендоскопом, дать детям витаминки. А в группе воспитатель закрепляет увиденное с помощью беседы, вопросов, показа иллюстраций. Выясняет, что врач, медсестра должны быть добрыми, вежливыми, строгими. В дальнейшем это поможет детям более выразительно передавать ролевые образы в играх. Беседы о труде, о профессиях также расширяют кругозор детей, что способствует расширению сюжета игр малышей.

   Содержание детских игр прямо связано со знаниями об окружающей действительности. Во время игры можно напомнить детям об их прошлом опыте, переживаниях и постараться, чтобы эти переживания творчески воспроизводились в игре. Нередко сюжет игры подсказывается игрушкой. Например, кукла, посудка, мебель для кукол вызывают желание сыграть в «семью», автомашина – в «шофера», фигурки сельскохозяйственных домашних животных – в «ферму» и т.д. Но необходимо вмешаться в ход игры, чтобы лучше развить сюжет игры, который дети выбрали сами, по своей инициативе. Можно часто наблюдать, как младшие дети быстро теряют интерес к сюжету игры и переходят к другому, т.к. игра их не захватывает. Углубить интерес к игре можно, если педагог обогащает игру новыми элементами, препятствуя тем самым частой смене сюжетов.

Поделиться:

Оставить комментарий