Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Тематическое музыкальное занятие с использованием элементов системы Карла Орфа в подготовительной к школе группе «Сказка о трех королевствах»
Post Icon

Тематическое музыкальное занятие с использованием элементов системы Карла Орфа в подготовительной к школе группе «Сказка о трех королевствах»

Автор: Лебедева Людмила Васильевна, Музыкальный руководитель, Высшая квалификационная категория, МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №225» г. Саратов

ЦЕЛЬ. Обобщить знания о жанрах музыки (марш, песня, танец) и показать их взаимосвязь.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Закрепить умение различать характерные признаки марша, различных танцев.

  2. Учить различать настроение в пьесах с одинаковым названием.

  3. Учить применять знакомые приёмы и навыки игры на детских музыкальных инструментах, а так же танцевальные движения в коллективных импровизациях.

  4. Развивать тембровый, звуковысотный музыкальный слух, чувство ритма.

  5. Развивать воображение, способность к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами.

  6. Воспитывать интерес и любовь к классической музыке, формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве.

ОБОРУДОВАНИЕ.

Детские музыкальные инструменты (металлофоны, треугольники, маракасы, барабаны, ложки, бубен, самодельные шумовые инструменты), иллюстрации к сказке, разноцветные колпачки, ленточки, скрипичные ключи, аудиозаписи (К. Сен-Санс «Королевский марш Льва», В. Шаинский «Вместе весело шагать»).

ХОД ЗАНЯТИЯ .

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Но вы не назовете свое имя, а пропоете.

Музыкально-дидактическая игра «Как тебя зовут?»

Вы любите сказки? Я сегодня расскажу вам необычную и очень интересную сказку.

В одной стране было три королевства: Королевство Маршей, Королевство Песен

и Королевство Танцев. В каждом королевстве правил свой король.

В Королевстве Маршей правил Король Барабан. Он очень любил ритм и с раннего

утра и до позднего вечера стучал ритмический рисунок всех известных ему маршей. Все жители этого королевства любили маршировать, а петь и танцевать совсем не хотели. Они надевали красные башмачки и колпачки и целый день маршировали по красным улицам мимо красных домов и дворца Короля Барабана. В Королевстве Маршей знали все марши, какие только бывают на свете.

А какие марши знаете вы? ( Спортивные, военные, марши для игрушек).

Сейчас я сыграю марш, и вы обязательно его узнаете и назовёте его.

Звучит «Марш деревянных солдатиков» П И. Чайковского. (Ответы детей)

А сейчас вы услышите необычный марш. Но для этого нам нужно мысленно отправиться на карнавал. Что такое карнавал? (Ответы детей). Карнавал – это такой праздник, на котором надо надеть маску, костюм, чтобы тебя не узнали. Вы же любите наряжаться зверюшками, героями сказок, мультфильмов. И это карнавал не людей, а животных : зверей, птиц и рыб. И это карнавал музыкальный, поэтому этого участника мы не увидим, а услышим, потому что о нём расскажет музыка, которую написал французский композитор Камиль Сенс-Санс. Цикл пьес так и называется «Карнавал животных». О ком же сейчас будет рассказывать музыка?

Устрашающе красив, он свиреп и желтогрив.

Даже хвост совсем не прост – с кисточкою длинный хвост.

Лапы сильны и могучи. Рык несётся выше тучи.

Ведь не зря он – царь зверей в жаркой Африке своей.

Конечно же – это Лев. Он величествен, грозен и прекрасен, и вы это услышите в музыкальной пьесе, которая называется «Королевский марш льва». Её мощным звуком исполняют струнные инструменты. Поступь льва важная, неторопливая, но время от времени в марш вторгаются резкие звуки – это лев грозно рычит.

Слушание пьесы «Королевский марш Льва» Камиля Сен-Санса.

А сейчас мы покажем, как Лев важно идёт под эту музыку, а несколько детей будут чётко отбивать ритм марша на ударных инструментах (барабане, бубне, палочками и т. д.).

Пластический этюд «Шествие Льва», сопровождаемый игрой на ударных инструментах.

В Королевстве Танцев правил Король Балерон.

Все жители надевали голубые кофточки и голубые колпачки, выходили на голубую площадь и танцевали каждый день недели разные танцы. Какие танцы вы знаете? (ответы детей). А эти сказочные человечки танцевали:

В понедельник – вальс.

Во вторник – польку.

В среду – полонез.

В четверг – мазурку.

В пятницу – румбу.

В субботу – танго.

В воскресенье – рок-н-ролл!

Угадайте какой сегодня день в Королевстве Танцев?

Звучат «Полька» М. Глинки и «Вальс-шутка» Д. Шостаковича.

А сейчас давайте придумаем лёгкий, красивый вальс с ленточками. Как нужно танцевать вальс? (Ответы детей и пояснения педагога).

Танцевальная импровизация с ленточками, сопровождаемая игрой на детских музыкальных инструментах.

В третьем Королевстве Песен правила Королева Мелодия. Она любила слушать, как все жители её королевства в своих жёлтых колпачках и туфельках пели разные песни: и народные, и композиторские.

Какие вы знаете народные песни? (Ответы детей).

А ещё жители этого королевства любили играть в «Угадай мелодию». А вы любите?

Сейчас я вам сыграю мелодию песни и вы обязательно её узнаете.

Звучит песня В.Шаинского «День рожденье».

(Дети узнают её, затем поют.)

Но однажды на эту страну налетел ураган.

Коллективная музыкальная импровизация

«Ветер-ветерок-ветрище» (модель Т.Тютюнниковой).

Педагог складывает ладони перед собой горизонтально так, чтобы средние пальцы были направлены к детям: это знак тишины и внимания. Затем рассказывает историю про вете-рок, сопровождая свой рассказ показом жестов, означающих громкость звучания музыки,

Усиление или ослабление звучания, временную остановку (паузу) или окончание музыки. Действия педагога руками в пространстве моделируют динамику с помощью объёма: много-мало, больше-меньше.

Утром проснулся ветерок и пошевелил травинку. Она задела соседние травинки-

и вот уже по лесу полетел лёгкий шорох. Ветерок поднялся выше - и вот уже задышали

кусты. Ветерку надоело сидеть внизу, и он быстро залетел на самые верхушки деревьев,

устроив там настоящую бурю. Неожиданно ветерок устремился вниз и затих, спрятавшись

на земле под листиком. Потом ветерок решил забраться наверх постепенно, как по лесенке, но, добравшись до середины, упал.

А когда ураган стих, то все увидели, что колпачки, башмачки, кофточки переме-

шались и стало непонятно – кто из какого королевства. Тогда каждого человечка просили спеть, станцевать или промаршировать. Оказалось, что всем нравится и петь, и танцевать, и маршировать под музыку. Решили тогда Король Барабан, Король Балерон и Королева Мелодия править вместе и жить в одной стране, которую назвали «Музыка».

И мы с вами сейчас увидим, как можно и петь, и маршировать.

Звучит песня В. Шаинского «Вместе весело шагать».

(Дети маршируют и поют).

А сейчас мы поиграем в польскую народную игру «Лавата» и вы увидите, что можно сразу и петь, и танцевать, и даже маршировать.

Итог: О каких трёх королевствах мы говорили сегодня? (Ответы детей).

Они называются жанрами музыки. Они могут существовать отдельно, но в то же время постоянно встречаются.

Я хочу пожелать вам, чтобы вы всегда были дружны с музыкой, и подарить на память маленькие скрипичные ключи, которые, надеюсь, откроют дверь в мир музыки.

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий