Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста: «Вальс»
Post Icon

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста: «Вальс»

Автор: Халджиева Светлана Николаевна, Музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад № 22" г. Ставрополя

Цель: формировать представление детей о жанрах музыки.

Задачи:

‒​ Познакомить детей с творчеством композитора П.И.Чайковского.

‒​ Учить различать жанр и характер музыкального произведения.

‒​ Развивать умение детей передавать характер музыки в движениях, чувствовать контрастную перемену характера музыки .

‒​ Воспитывать интерес к классической музыке, желание слушать её.

ХОД:

Звучит музыка. Дети входят в зал.

Музыкальный руководитель:

- Ребята, сегодня у нас необычное музыкальное занятие. Мы с вами отправимся в музыкальное путешествие. Хотите? (Дети отвечают.)

Тогда будьте внимательны! Музыка – очень большая и удивительная страна, где много красивых мелодий. А мелодии эти соответствуют «трем китам» - трем основным жанрам музыки. И чтобы не заблудиться в этой удивительной стране, давайте вспомним, как зовут этих «трех китов». (Слайд №5)

Дети - Китов зовут Песня, Танец и Марш.

Музыкальный руководитель:

А сейчас, послушайте музыкальное произведение и определите, к какому жанру оно относится. Что это – песня, танец или марш?

(Звучит «Вальс» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.)

Дети - Это танец. (Слайд №6)

Музыкальный руководитель: - А какой это танец, как он называется?

Дети - Вальс.

Музыкальный руководитель: - Правильно, это Вальс. А какие чувства, какое настроение передает этот вальс?

Дети - Вальс радостный, веселый, легкий.

Музыкальный руководитель:

- Правильно, вальс передает чувства радости, веселья, легкости и дарит хорошее настроение. Ребята, а какой цвет лучше всего передает радостное настроение? Перед вами карточки разного цвета, выберете те цвета, которые соответствуют настроению нашего вальса.

(Дети выбирают карточки яркого цвета.)

Музыкальный руководитель: - Ребята, а вы знаете, кто сочинил этот вальс?

Дети - Композитор П.И.Чайковский.

Музыкальный руководитель: - Правильно, мы слушали «Вальс» из «Детского альбома» великого русского композитора П.И.Чайковского, портрет которого вы сейчас видите на экране. (Слайд №8)

П.И.Чайковский родился в семье горного инженера.(Слайд №8а)

Отец композитора очень любил музыку и часто музицировал на флейте (Слайд №8б), а его мама играла на фортепиано – она и научила своего сына Петю играть на этом инструменте. (Слайд №8в)

Маленький Петя так любил играть на фортепиано, что скоро начал сам сочинять музыку и, когда вырос, стал великим русским композитом.(Слайд №8г)

Он очень любил вальсовый ритм и сочинил много разных вальсов.

Сейчас мы послушаем «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского. Сентиментальный – значит чувственный, задушевный.

(В записи звучит «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского.)

Музыкальный руководитель:- Какие чувства, какое настроение передает эта музыка?

Дети - Печаль, грусть, задумчивость, нежность.

Музыкальный руководитель: - Да, характер вальса нежный, печальный, трогательный, задушевный, чувственный. Какие цвета лучше всего передают это настроение?

(Дети выбирают светлые оттенки.)

Музыкальный руководитель:- Ребята, а вы знаете, что означает слово «вальс»?

Дети - Слово вальс означает «кружиться». ( Слайд №9)

Музыкальный руководитель: - Правильно, в переводе с французского языка – «вальс» означает «кружиться». Это чувственный танец, его танцуют так, как подсказывает музыка, кружась медленно, плавно. Давайте сейчас попробуем станцевать под музыку «Сентиментального вальса».

(Танцевальная импровизация под музыку.) Слайд №10

Музыкальный руководитель:- Ребята, а вы хотели бы увидеть, как танцуют вальс мастера бальных танцев? Внимание на экран.

(Дети смотрят видео «Вальс».)

Музыкальный руководитель:- Вальс – один из красивейших бальных танцев, вы согласны со мной? (Слайд №11) Вот уже два века он живет и пользуется неизменной популярностью. (Слайд №11а)

Ребята, а вы хотели бы побывать на балу? (Слайд №11б) Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы с вами окажемся во дворце, где проходит бал.

Раз, два, три все покружились –

Во дворце прекрасном очутились! (Слайд №12)

(Дети кружатся под музыку.)

Музыкальный руководитель:- Посмотрите, какой красивый дворец! А какой красивый зал! (Слай №12а) С расписным потолком, стенами и множеством свечей!

Как необычно все одеты! (Слайд №13) На девочках – красивые бальные платья с множеством оборок, а на головах – роскошные прически, украшенные цветами.

Мальчики все одеты в черные фраки с белоснежными рубашками и бабочками на шее. (Слайд № 14)

И вот в замке заиграла музыка и закружились пары.

(Видео. Симфонический оркестр исполняет «Метель» Г.Свиридова.)

Музыкальный руководитель:- Ребята, какой оркестр исполнил этот вальс?

Дети - Симфонический оркестр.

Музыкальный руководитель:- А кто управляет симфоническим оркестром?

Дети - Дирижер.

Очень, уж суров на вид,

Спиной к зрителям стоит,

Палочкой взмахнул своей,

Как волшебник чародей,

Указал, кто начинает,

И когда солист – вступает,

Где ударные звучат,

И где струнные молчат.

Музыкальный руководитель:- А теперь давайте посмотрим, на каких музыкальных инструментах в симфоническом оркестре играют музыканты.

(Слайд №17) У арфы струн ужасно много,

Капризна арфа-недотрога.

Чтобы мелодию на ней сыграть,

Все струны надо перебрать.

(Слайд №18) У скрипки голос звонкий,

Четыре струнки тонких,

По ним смычок гуляет,

И звуки извлекает.

(Слайд №19) Со скрипкой эти инструменты схожи,

На них смычком играют тоже,

Но больше скрипки в десять раз,

Виолончель и контрабас.

(Слайд №20) Есть в оркестре инструменты духовые,

Медные, блестящие такие.

Чтоб мелодию веселую сыграть,

Дуть в них надо и на кнопки нажимать.

(Слайд №21) Еще в оркестре инструменты есть –

Литавры, барабаны и тарелки.

По этим инструментам бьют

И их ударными зовут.

Муз.рук. - Ребята, а вы хотели бы присоединиться к гостям и потанцевать вальс? Ой, но мне кажется, я слышу чьи-то шаги… (Слайд №22)

(Под музыку входит Фея Вальса с корзиной цветов, танцует.)

Фея - Здравствуйте, дети! Я – Фея Вальса. Услышала звуки прекрасной мелодии и пришла к вам. Я очень рада, что вы посетили мою волшебную страну. (Слайд №23)

Без танцев скучно, дети, жить,

Вальс будет каждого кружить.

Вальс станет с вами танцевать

И на балу всех развлекать.

(Фея раздает детям цветы. Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского.)

Все танцуют.

Музыкальный руководитель: - Ребята, давайте скажем Фее цветов «спасибо», за то, что она научила всех нас танцевать вальс.

Дети - Спасибо.

Фея - До скорой встречи в чудесной музыкальной стране!

Музыкальный руководитель: - Вот и закончилась наше путешествие. Сегодня мы говорили с вами о вальсе, слушали музыку великого русского композитора П.И.Чайковского. (Слайд №24)

Конечно, в мире много разных вальсов и я уверенна, что вальс непременно еще встретится вам в вашей жизни.

(Под музыку дети выходят из зала.)

СКАЧАТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий