Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Технология проектирования сборника игр, направленных на коррекцию гиперактивного поведения дошкольников
Post Icon

Технология проектирования сборника игр, направленных на коррекцию гиперактивного поведения дошкольников

Автор: Золотухина Ирина Анатольевна, Старший воспитатель, I квалификационная категория, МАДОУ детский сад № 1, г. Камышлов

Основу научного контекста рассмотрения педагогического проектирования формируют такие категории и понятия, как «проект», «проектирование», «проектный», «проективный», «проектировочный» и производные от них понятия.

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Педагогическое проектирование - феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики.

Педагогическое проектирование - это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Этот процесс охватывает образовательные системы различного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование и контроль развития учреждения и др.

Многие известные педагоги, так или иначе, касались проблем педагогического проектирования.

А.С. Макаренко в отечественной педагогике по праву может считаться основоположником теории и практики педагогического проектирования. Проект - это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

Основные признаки проекта:

1. Изменение как основное содержание проекта.

2. Ограничения во времени цели.

3. Временные ограничения продолжительности проекта.

4. Представление проекта как системы средств достижения будущего.

5. Определенность начала и окончания проектной работы.

Выделим особенности проектирования:

- Проектирование призвано придать четкую направленность процессу развития компетентности личности.

- Проектирование на основе анализа результатов диагностики призвано смоделировать технологию регуляции управления процессом развития личности.

- Проектирование призвано создать условия для образовательной, управленческой деятельности.

Объект - коррекция гиперактивного поведения у детей дошкольного возраста.

Форма проектирования – сборник игр, направленных на коррекцию гиперактивного поведения дошкольников.

Сборник - книга, в которой собраны какие-нибудь произведения, материалы, документы [44, 380].

Сборник - составное произведение, представляющее собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (энциклопедии, антологии, базы данных) [5].

В нашем случае сборник содержит игры, направленные на коррекцию гипереактивности дошкольников. Сборник имеет следующую структуру:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- примеры игр и упражнений, направленных на коррекцию гиперактивности;

- список литературы.

Игры в сборнике структурированы в соответствии со следующими положениями:

- тренировку слабых функций следует проводить поэтапно.

1 этап - Надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, которые помогут ребёнку приобрести навыки контроля двигательной активности.

2 этап - Использование игр, направленных на развитие внимания или игры, которые учат ребёнка контролировать свои импульсивные действия.

3 этап - Подбирать игры на тренировку сразу двух функций.

4 этап - Переходить к более сложным формам работы по одновременной отработке (в одной игре) всех 3-х функций.

Игры в сборнике отличаются по характеру, есть как малоподвижные, тихие, так и более подвижные.

Зарубежные психологи рекомендуют использовать два основных приема в работе с гиперактивными детьми: сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка. Снятие или сглаживание напряжения достигается через тихие игры. Следование за интересами ребенка предполагает внимательное наблюдение за тем, что интересует и волнует ребенка в данный момент, что его увлекает, что кажется занимательным, а что, наоборот, скучным. Предполагается немедленное использование результатов таких наблюдений.

Включены подвижные игры, которые требуют только напряжения внимания. Ребёнок движется по условиям игры, он может быть взрывчат, импульсивен. Это помогает ему выигрывать. Но игра рассчитана на внимание. Тренируется эта функция. Затем тренируется функция сдержанности. При этом он может отвлекаться. Каждая задача решается по мере поступления. Так улучшается каждая функция по отдельности.

Весь этот комплекс игр при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.

Включать гиперактивных детей в коллективную работу целесообразно поэтапно.

1 этап - Начинать с индивидуальной работы.

2 этап - Привлекать ребёнка к играм в малых подгруппах.

3 этап - Переходить к коллективным играм.

Психологи и педагоги А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.С.Выготский, Е.А.Аркин и др. показывают, что для того, чтобы игра состоялась, необходимо игровое пространство, в котором существует игровое действие, сюжет и роль. Игровое пространство характеризуется нами на основе теории Л.С.Выготского о воображении, как основе творчества.

В основе методического обеспечения проекта лежат следующие подходы к коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

- комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. Используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции.

- нейропсихологический подход. Когда с помощью различных упражнений мы возвращаемся на предыдущие этапы онтогенеза и заново простраиваем те функции, которые сформировались архаично неправильно и уже закрепились. Для этого их нужно, как любой другой неэффективный патологический навык, целенаправленно раскрыть, растормозить, разрушить и создать новый навык, который более соответствует эффективной работе.

- синдромальный подход. Синдромальная работа заключается в том, что ребёнку дается интересная деятельность (произвольная). Но в этой деятельности идет постпроизвольное внимание (когда мы чем-то заинтересовались и вникли, мы уже напрягаемся без дополнительных затрат).

Основу реализации сборника игр составляют подходы:

- игровой. Именно игровой характер деятельности позволяет ребёнку выработать модели своего поведения.

- ситуационный подход. Даёт возможность мобильно выстраивать стратегию игры.

- комплексный подход. Уделяется внимание всем сторонам развития ребёнка: эстетической, физической, интеллектуальной.

- компетентностный подход. Педагог чётко понимает, какие качества личности необходимы ребёнку в его дальнейшей жизни.

Пространственно-временное решение:

Сборник разработанных нами игр по коррекции гиперактивного поведения дошкольников будет реализован на базе дошкольной образовательной организации с детьми старшего дошкольного возраста через специфические для детей дошкольного возраста виды деятельности: общение, игру, познавательно-исследовательскую, двигательную деятельность. Игры из сборника могут применяться в образовательной деятельности при реализации следующих образовательных областей:

- «Социально-коммуникативное развитие» - направлено на развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Несформированность этих показателей может привести к тому, что гиперактивный ребёнок будет не готов к школьному обучению, у него будет не сформирована социальная и личностная готовность, ему будет тяжело достичь следующих целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, обозначенных в ФГОС ДО: ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разнымправилам и социальным нормам; ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

При реализации данной образовательной области могут использоваться следующие игры сборника: «Лебедь, рак и щука», «Удержание равновесия», «Воздушные шары», «Визитная карточка», «Путешествие», «Ожившие игрушки», «Сиамские близнецы», «Головомяч», «Чужими глазами».

- «Познавательное развитие» - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Из психолого-педагогических исследований нам известно, что синдром гиперактивности влияет на формирование интеллектуальной, мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе, поэтому сборник игр поможет избежать этого и решить задачи познавательного развития, достичь ребёнку следующих целевых ориентиров: ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Реализуя данную образовательную область, будут использованы следующие игры сборника: «Найди отличие», «Корректор», «Ушки на макушке», «Всё наоборот», «Зоркий глаз», «Броуновское движение».

- «Речевое развитие» - включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Раздел сборника «Коммуникативные игры» поможет реализовать задачи речевого развития и достичь гиперактивному ребёнку следующих целевых ориентиров: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

- Как уже говорилось выше, гиперактивные дети бедны эмоциональными ощущениями: у них не выразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения. Активность таких детей хаотическая, не целенаправленная. Став постарше, они плохо лепят, плохо рисуют, плохо играют на музыкальных инструментах, отличаются неуклюжестью, движения у них размашистые, неграциозные. Поэтому использование сборника игр поможет сгладить эти недостатки и добиться решения задач художественно-эстетического развития: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Поэтому для решения задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» будут использоваться игры и упражнения из раздела сборника «Психогимнастические упражнения». Такие как, «Прогулка в лес», «Солнечный лучик», «Надоедливая муха», «Одно большое животное», «Дерево» и др.

- Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Достижению задач этого направления, а также достижению целевых ориентиров (у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими) гиперактивным детям помогут игры из разделов сборника «Подвижные игры», «Игры за столами».

Кроме перечисленных выше видов детской деятельности игры сборника можно использовать в трудовой деятельности. Такие игры, как «Ушки на макушке», «Только об одном», «Удержание равновесия», «Воздушные шары», «Сиамские близнецы» помогут приучить детей выслушивать задание, продумывать план работы, не мешать работать другим, не стесняться просить помощи.

Наиболее успешны в работе с гиперактивными детьми, как на занятиях, так и вне занятий, будут следующие виды игр и упражнений:

- Телесно-ориентированные упражнения. Гиперактивный ребенок требует тактильного контакта (прикосновения, поглаживания, использование элементов массажа). Если все эти элементы присутствуют, гиперактивный ребенок более осознанно вступает во взаимодействие, переключает свое внимание на сверстника, с интересом изучает его. Воспитателю необходимо учитывать последовательность в установлении контактов (от социально-безопасных (сохраняя большую дистанцию), общепринятых (дистанция общения сводится до общепринятых форм), до тактильных, связанных с прикосновением).

- Игры на тренировку двигательной сферы позволяют удовлетворить потребность гиперактивного ребенка в движении, тем самым активизировать работу мозга, так как если гиперактивный ребенок неподвижен, снижается уровень активности его мозга. Позволяют гармонизировать эмоциональное состояние детей, способствуют созданию общего «пространства» группы, единого эмоционального настроя.

Используя такие виды игр, как «Последний из могикан», «Коршун», «Ожившие игрушки», необходимо позаботиться о том, чтобы они были эмоционально-привлекательны для гиперактивного ребенка. Можно продумать атрибуты костюмов, что направит внимание ребенка и его двигательное беспокойство в нужное русло. Задания не должны быть скучными и трудными. Они должны приносить удовольствие, подкрепляться поощрениями.

Некоторые игры могут вызывать определенные сложности при их использовании в работе с гиперактивными детьми, например: коммуникативные. Дело в том, что они связаны с подчинением каким-либо определенным правилам поведения: умение слушать, не перебивать рассказчика, ждать своей очереди и т.д., что очень сложно для гиперактивного ребенка.

Используя данные игры, воспитатель должен проявлять особое терпение и выдержку, организовать процесс так, чтобы гиперактивный ребенок смог принять участие в дискуссии, совместной деятельности.

Нормативно-правовое обеспечение:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014;

- Международная конвенция о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.;

- СанПин 2.4.1. 3049-13 (Раздел XI. Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям. П. 11.4. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Пункты 11.9 – 11.13 регламентируют количество и длительность непосредственно образовательной деятельности и деятельности в режимных моментах;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г.

Учебно-методическое обеспечение:

- Вайнер, М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников / М.Э. Вайнер. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

- Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова.- Ростов н/Д : Феникс, 2007.

- Монина, Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми/ Г.Б.Монина, Е.К.Лютова. - М.: Генезис, 2000.

В ходе реализации сборника состоится:

- Разработка методических рекомендаций по проблеме для родителей и воспитателей;

- Освоение педагогами современных технологий: игровых, коррекционных;

- Создание методических пособий, методических материалов для координации проекта;

- Подбор диагностических материалов;

- Обобщение и распространение опыта работы.

Исходя из вышесказанного, определились следующие направления проектной деятельности:

1. Индивидуальные и групповые коррекционно – игровые занятия с детьми. Взаимодействие со специалистами детского сада.

2. Лекции и беседы с педагогами и родителями. Рекомендации для родителей и педагогов по взаимодействию с детьми.

Этапы педагогического проекта:

Проект реализуется в четыре этапа на базе дошкольной образовательной организации.

I этап – теоретический;

II этап – рефлексивный;

III этап – экспериментальный;

IV этап – коррекционный.

Первый этап – теоретический.

Содержание:

- изучение состояния проблемы в теории и практике воспитания детей;

- анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, диссертационных исследований;

- выдвижение гипотезы;

- определение последующих задач.

Второй этапрефлексивный.

Содержание:

- самоосмысление, самоанализ проблемы, уточнение цели, гипотезы, задач;

- выявление детей с гиперактивным поведением методом наблюдения, методом анкетирования (Приложение 1- 4);

- подбор лекций, бесед, рекомендаций для родителей и педагогов (Приложение 5,6);

- разработка сборника игр по коррекции гиперактивности (Приложение 7).

Третий этапэкспериментальный.

Содержание:

- пробация сборника игр, определение уровня действенности;

- просветительская работа с родителями и педагогами.

Четвертый этапкоррекционный.

Содержание:

- проверка и обработка результатов;

- описание полученных результатов;

- корректировка воспитательно-образовательного процесса в связи с полученными результатами;

- определение перспектив дальнейшей работы.

Условия реализации проекта:

1. Методические разработки, практические рекомендации, памятки.

2. Создание необходимой игровой среды.

3. Диагностика гиперактивных детей с учетом своеобразной возрастной динамики этого возраста.

4. Интеграция взаимодействия со специалистами детского сада.

При реализации проекта следует учесть тот факт, что коррекционные методики будут эффективны лишь при условии тесного сотрудничества семьи и детского сада, которое обязательно должно включать обмен информацией между родителями и педагогами (воспитателями) посредством совместных семинаров, курсов, лекций и т.д. Успех в коррекции будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребёнку дома и в детском саду.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

1. Подбор необходимой методической литературы по теме.

2. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, слайдовые презентации).

3. Дидактические и подвижные игры.

4.Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий