Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Творческая презентация «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Post Icon

Творческая презентация «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Автор: Семенова Людмила Александровна, воспитатель МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

Важность вопроса формирования коммуникативных умений дошкольников определена Законом «Об образовании», «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» (Стратегия 2020), «Концепцией организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе», Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. Все это актуализирует поиск реальных источников формирования коммуникативных умений дошкольников.
Поэтому я хотела бы вам предложить творческую презентацию на тему «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности».
Лев Семенович Выготский говорил: “Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи”.
Актуальность формирования коммуникативных умений дошкольников определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка.
Театрализованная деятельность решает многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: Константин Дмитриевич Ушинский, Елизавета Ивановна Тихеева, Евгения Александровна Флёрина, Александр Николаевич Гвоздев, Александра Платоновна Усова.
Майя Ивановна Лисина, Валерия Сергеевна Мухина, Роза Семеновна Буре рассматривают общение как важный показатель психического развития ребенка и одновременно как важнейшее его условие.
Развитие коммуникативных умений детей в разных видах художественной деятельности сформулирована в трудах психологов и педагогов – Льва Семеновича Выготского, Бориса Михайловича Теплова, Александра Владимировича Запорожца, Натальи Алексеевны Ветлугиной, Леонида Абрамовича Венгера.
Обоснование актуальности выбора темы позволило определить основную проблему и наметить пути, условия и содержание работы по развитию коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности. Проведенный мониторинг в нашем детском саду показал снижение уровня речевого развития на 17%. Проблема развития коммуникативных умений остаётся одной из актуальных тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения.
Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания; это главнейший фактор психологического и речевого развития ребёнка. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлечёнными в сферу моего внимания, когда я обращаюсь к проблеме речевого развития дошкольника.
Исходя из вышесказанного, поставила следующую Цель: формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков детей через вовлечение их в театрализованную деятельность.
Для решения этой цели я определила задачи:
1. Повысить уровень развития коммуникативных умений дошкольников;
2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду;
3. Формировать у дошкольников умение организовывать общение со сверстниками, с окружающими;
4. Повысить уровень педагогической компетентности родителей в области коммуникативного развития дошкольников.
В своей работе руководствуюсь следующими принципами:
1. Принцип развивающего обучения, это значит, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка.
2.Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность процесса.
3. Принцип постепенного усложнения материала, который предусматривает постепенный переход от более простых заданий к более сложным.
4. Принцип дифференцированного построения процесса развития диалогической речи (индивидуальный подход к каждому ребёнку с материалом, доступным его развитию).
5. Принцип наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей (психология наших детей построена таким образом, что необходимо задействовать все три анализаторных системы) .
6. Принцип доступности, заключается в том, что педагог должен использовать в работе приёмы активизации познавательных способностей детей.
7. Принцип успешности, подразумевающий то, что ребёнок получает знания, которые он способен успешно выполнить (ситуация успеха стимулирует развитие каждого ребёнка).
Принципы обучения — это такие методы обучения, исходные положения, которыми пользуется воспитатель во время отбора содержания, организации и методов обучения. Они отражают внутренние естественные стороны деятельности воспитателя и ребенка, определяют эффективность обучения на различных возрастных этапах при различных формах организации обучения.
Остановлюсь на некоторых принципах.
Принцип развивающего обучения. Способствует развитию у ребенка новообразований (Полонский). Игра - ведущий вид деятельности, потому что дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребенок вступить не может.
Принцип постепенного усложнения материала заключается в переходе от простого к сложному.
Использую следующие формы работы:
Театральные этюды
Театрализованные представления
Посещение театров
Инсценировка песен
Театральный кружок «Теремок»;
Презентации разных видов театра.
Основными методами моей работы являются:
Словесные методы
Наглядные методы
Метод моделирования ситуаций
Практические методы
Приёмы работы с детьми:
игры-драматизации;
разыгрывание разнообразных сказок и сценок, небольших этюдов и малых
литературных форм;
речевые упражнения;

Например, в 1 младшей группе представляет собой игру с куклой(игрушкой), знакомство с первыми сюжетами, участие в несложных образных импровизациях, показ игрового сюжета настольного театра , театра мягкой игрушки, на фланелеграфе.
Дети 2 младшей группы способны показать в настольном театре небольшой сюжет - знакомые потешки, песенки, прибаутки. Могут сами обустроить место для игры, оснастить необходимыми атрибутами. Малыши охотно используют в игре элементы костюмов.
В средней группе ребенок умеет строить замысел, распределяет роли, выполняет игровые правила. В начале года берутся более простые игры и сюжеты. К концу года они усложняются. Но главное, усложняется ролевое поведение ребенка в игре. Оно становится более продолжительным, выразительным, осознанным.
Дети средней группы знакомятся с театральной ширмой и с верховыми куклами.
Дети старшей группы с удовольствием разыгрывают спектакли по знакомым сказкам. Их познакомила с марионетками и с куклами с «живой рукой».
В подготовительной к школе группе знакомятся с тростевыми и большими напольными куклами. Хорошо импровизируют знакомые сказки, сочиняют новые .
Принцип дифференцированного обучения. Дети дошкольного возраста отличаются друг от друга во всем, и быстроте мышления, поведению и т. д. Индивидуальные различия у детей объясняются различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и воспитания.
Воспитатель должен знать, на что способен каждый ребенок.
Индивидуальный подход используется в целях создания условий для всестороннего развития каждого ребенка.
Учитывая этот принцип мною была проведена экспресс диагностика по обогащению словарного запаса детей по методике Т.А.Фотековой. Было выявлено, что низкий уровень имеют 18,2% детей, средний -50%, высокий 31,8%. Исходя из этого, мною были разработаны методы и приемы работы с детьми по данным уровням. Например, детям, имеющим низкий уровень, предлагается заучивание стихов и потешек. Средний уровень – небольшие театральные этюды, упражнения – придумывание концовки сказки. Детям с высоким уровенем придумывают сказки.
Принцип наглядности. В детских дошкольных учреждениях в процессе обучения используются следующие виды наглядности: предметная и изобразительная. Используя предметную наглядность, воспитатель показывает детям натуральные предметы внешнего мира, объемные изображения. При использовании изобразительной наглядности воспитатель показывает картины, схемы и другой иллюстративный материал.
Создание условий для развития предметно-пространственной среды, обеспечивает возможность одновременно заниматься разными видами деятельности. В нашей группе оформлены уголки театральный, книжный. музыкальный. Представлены разнообразные виды театров:
Театр на прищепках, би-ба-бо, театр кружек, театр на фланелеграфе ,
театр на палочках, шагающий театр, театр на спичечных коробках, пальчиковый театр.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
С родителями проводятся: устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр»;
индивидуальные беседы; наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; памятки «Организация театральной деятельности в старшей группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».
посещение театра всей семьей;
фотовыставки ;
совместная деятельность;
день открытых дверей, дружеские встречи;
помощь в изготовлении костюмов и декораций
участвуют в постановках.
Огромная работа проводится с педагогами ДОУ: Педсоветы, консультации; создание картотеки театрализованных игр; помощь в организации развивающей предметно – пространственной среды; работа с учебно-наглядными пособиями; праздники и развлечения; оформляем выставки, фотоальбомы.
Для выявления уровня развития коммуникативных умений мною была взята методика Майи Ивановны Лисиной «Диагностика развития коммуникативных умений дошкольников». Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей М.И. Лисина выделила три уровня развития коммуникативных умений у дошкольника: низкий, средний и высокий.
Результаты анализа показали: в средней группе - низкий уровень развития коммуникативных умений имеют 35% детей, средний уровень 65 %, высокий 0 %; в старшей группе низкий 5%, средний 80%, высокий 15%. По результатам можно отметить положительную динамику развития коммуникативных умений детей.
Проведена сравнительная диагностика в двух старших группах. Которая показала, что в моей группе «Рябинка» уровень коммуникативных умений выше, чем в группе «Яблочко».
Плоды моей работы взойдут не сразу, проявятся лишь спустя годы. Но это будут самые важные, самые прекрасные, самые сладкие плоды. Я- воспитатель- сильный, смелый, терпеливый человек. Я готова ждать, пока плоды моей работы, моих стараний взойдут.
Педагог – он вечно созидатель.
Он жизни учит и любви к труду.
Я, педагог, наставник, воспитатель.
За что благодарю свою судьбу.
Приглашаю к сотрудничеству.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Ядешко В.И. Дошкольная педагогика. - Москва, Просвещение», 1978 г.

Чурилова Э.Т. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1991.

Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера.

Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. - М., 2003.

Поиск материалов в интернете, изучение опыта коллег.

Поделиться:

Оставить комментарий