Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Творческое развитие речи детей старшего дошкольного возраста через формирование умения составлять рассказы фантастического содержание (сказки)
Post Icon

Творческое развитие речи детей старшего дошкольного возраста через формирование умения составлять рассказы фантастического содержание (сказки)

Автор: воспитатель Уздимаева И.А. МБУ детский № 100 «Островок» г.Тольятти, Самарская область

Цель: Формировать умение составлять рассказы фантастического содержания (сказки).

          В настоящее время, когда технологический прогресс (телевидение и компьютеры) вытесняет из жизни людей познания окружающего мира через творческие источники (произведения искусств, энциклопедии, книги…) Одним из направлений моей работы является – научить детей видеть прекрасное в окружающем мире, воспитывать взаимопонимание друг к другу.

         Издавна помощником в воспитании детей является русская народная сказка.  Сказки интересны для детей всех возрастов, дети их любят. Из них черпают множество познаний: представление о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышам испытывать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, любовь и сочувствие. Сказки, как и другие художественные произведения не в полной мере используются в семье. Я стараюсь использовать в работе с детьми авторов направления ТРИЗ (теории решения изобразительных задач). Они разработали специальную универсальную схему, методы работы со сказкой, чтобы лучше раскрыть ее цель.

  1. Нравственный урок.
  2. Воспитание добрых чувств.
  3. Речевая зарядка.
  4. Развитие мышления и воображения.
  5. Сказка и математика.
  6. Сказка и экология.
  7. Сказка развивает руку.

          Они выбраны условно, их может быть больше или меньше. Подойти к сказочному материалу нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но творчески преобразовывать ход сказки: придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

  1. Нравственный урок – это главный смысл сказки, он дает ребенку моральную установку закладывает в душе, сознании «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выяснить «намек», что в сказке хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло наказано, но не жестоко.  Все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – вот творческий девиз для ребенка.  В сказке «Кот в сапогах» можно предложить  пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Кот не может быть примером для подражания. Ведь для достижения цели обманывает ни в чем не повинных героев сказки. В сказке «Принцесса на горошине» нравственный урок «Изнеженность достоинство принцесс».
  2. Метод воспитания добрых чувств. Чувство доброты составляет основу нравственной целостности личности. Чувство доброты, есть корень всех благородных чувств. Надо учить детей сравнивать , сопоставлять, доказывать, вставать на место положительного и отрицательного героя, тем самым давать возможность выбора собственной позиции. К примеру: докажи, что Аленушка лучше всех. Как бы ты поступил на месте… Как движениями похвалить петушка. Д/и хорошо – плохо, чтоб развести в стороны хорошие и плохие поступки.
  3. Речевая зарядка. Тексты расширяют словарный запас, влияют на развитие связной, логической речи. Многие методы и приемы способствуют воспитанию красивой речи.

     Это умение задавать вопросы. Например: Снегурочке, деду, мышке…

     Конструирование слов. Придумать несколько однокоренных слов (лес,                                                                       лесок,    лесовичок). Срифмовать два слова, (кузнец – удалец). Д/и от каждого                   по словечку, т.е составить длинное распространенное предложение.

Это придумывание новых своих названий известных сказок, не искажая ее идею. Например: «Рукавичка». Новые название – «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей», «Дедушкина пропажа».  Развитию этого метода способствует введение вместо главного героя нового персонажа. Это поддерживает интерес к сказке, поворачивает сюжет в новое русло. Можно использовать метод  с частицей «НЕ».  «Не репа росла на грядке,    а …  Не красная шапочка, а… Не Иван царевич…»   Чтобы создать новизну, загадочность, можно использовать довольно редкий прием: из сказки извлекаются все глаголы (существительные или части слов).  Например: жи-, бы- ;  де-ба-бы-у них-ку-ря-сне-…

Найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова. Сочинить длинное смежное слово (длиннохвостая, пушистохвостая). Разобрать слово с одним написанием, но в разных по смыслу значениях (ударение мука – мука, различный контекст собачий хвост – собачий характер). Произнести без гласных звуков какое-либо слово и узнать его (пр-нц-сс- ).

  1. Развитие мышления и воображения.

Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Они предлагают ему изобрести новую сказку с помощью волшебной палочки (помогает колобку стать невидимкой или великаном). Ребенок сам творит добро, вызволяя таким образом героев из беды. Можно также объединить две сказки в одну с новым сюжетом. Это нелегкая работа. Несомненно, руководителями в ней является воспитатель. Изобретательство относится к развивающему обучению.  Придумывать старые предметы в новых вариантах (будильник хватает спящего за ушки, в нем заложены мелодии завтрака…) Превращать себя и близких людей в одушевленные и неодушевленные предметы (мама – цветок, я – Иван –Царевич, папа – тучка.) Составлять фантастические сказки о себе. Изобретать можно разнопланово, используя различные методы:

  • Метод постановки проблемного вопроса. (А если бы людоед не превратился бы в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем? Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? Может карапуз полез выручать собаку.)
  • Метод аналогии – помогает формировать ассоциативное мышление ребенка. Пример: после чтения сказки «Золушка» просим детей назвать таких же добрых, трудолюбивых, красивых героинь из других сказок.
  • Метод шифра. Перевернуть слово слева направо и т.д.
  1. Математика и сказка. Этот раздел требует от детей смекалку, умение устанавливать взаимосвязи  и зависимости, развитие логики. (Чем похожи, чем отличаются? Важно дать понять ребенку, что число, форма, величина не зависят от цвета, места расположения, материала… Полезно шифровать, моделировать сказки с помощью геометрических фигур (прятать героев в фигурки). Например: «Волк и семеро козлят».

Или «Два жадных медвежонка»

  1. Сказка и экология.

Важнейшая задача в настоящее время является формирование экологической культуры детей с раннего возраста. Говоря о природе нельзя упустить динамику развития предмета (семя – дерево – цветы – плоды- варенье). Более осознанному пониманию природы помогает игра «А если бы»

  • не наступила весна;
  • пропал ветер;
  • погасло солнце;
  1. Сказка развивает руку. Как говорится «когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Дети вырезают, склеивают, изображают сказку схематично, показывают с помощью жестов и мимики.
  • Объемная аппликация – мнется аппликационная бумага, немного расправляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, дорисовываются.
  • Пальчиковая живопись – рисунок выполняется с помощью красок пальцами.
  • Рисование на мокрой бумаге – смачивается паралон, затем наносится на бумагу. Рисуется густой краской.
  • Волшебный рисунок – рисунок наносится контурно с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской, контуры проявляются.
  • Монотопия – рисунок наносится краской (кистью) на целлофан, затем прижимается к бумаге.
  • Живая капля – краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок обводится или дорисовывается.
  • Коллаж – в рисунке используется сразу несколько методов.

Поделиться:

Оставить комментарий