Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > «Учим читать, писать, считать»
Post Icon

«Учим читать, писать, считать»

Автор: Наумкина Людмила Михайловна,
учитель-логопед, высшей квалификационной категории, МАДОУ «Детский сад №197» г. Уфа

Занимаемся с мамой.

К великому сожалению, многие родители, обеспечивая правильное питание и уход за ребенком, не уделяют должного внимания развитию его интеллекта. «Какая разница, - рассуждают они, - когда ребенок начнет ходить, ползать, рисовать, читать и считать. Всему свое время!».

В жизни все это далеко не так. Раннее ползание, хождение, лазание, занятие гимнастикой, закаливанием, плаванием, музыкой, рисованием, танцами, раннее чтение, письмо и счет – вот магистральный путь физического и интеллектуального развития ребенка.

Азбука радости

Чтение, письмо и счет

Известно, что дети, умевшие считать ещё до школы, учатся, как правило, с большей легкостью, чем не читавшие. К тому же научиться читать 3,4- летнему ребенку легче, чем 6,7 –летнему. Маленькие дети делают это как бы играючи, без напряжения. А у 7-летних этот процесс часто идет с принуждением, как жестокая необходимость, нередко как наказание: «Пока не прочитаешь, не пойдешь гулять».

В чем же секрет удивительных успехов 6-летнего ребенка, умеющего бегло читать, считать в пределах тысячи, грамотно и красиво писать? Дело в системе, выстроенной таким образом, что в ней легко разобраться и легко по ней работать. Родителям и учителям нетрудно выстраивать и вести занятия, детям не трудно приобщаться к грамоте (без потери здоровья, подвижности и желания учиться!). А какая экономия времени! Эта система находка для родителей, у которых, в силу занятости, нет возможности уделять много внимания своим детям.

Что это такое?

Мы говорим о пособиях Н.А. Зайцева, больше известных как «кубики Зайцева». Полный перечень пособий для обучения чтению и письму включает в себя кубики, таблицы, кассету с попевками, учебник (для родителей, воспитателей, учителей), складовые картинки, карточки для обучения письму. Кроме этого, существует пособие «Математика для всех», орнаментальный конструктор и книга Н.А. Зайцева «Письмо, чтение, счет».

Кубики Зайцева – это 52 картонные развертки, разные по цвету и объему, которые необходимо склеить и заполнить наполнителями, обеспечивающими разное звучание. На гранях кубиков нанесены склады, т.е. согласная или гласная отдельно (А,Б), согласная вместе с гласной (РО, МА, ТИ), согласная с любым знаком (ПЬ, ДЪ), а также знаки препинания.

Как с эти работать?

Самый эффективный возраст для начала занятий – момент, когда ребенок произносит первые слова. Следующий благоприятный момент – когда ребенок начинает проявлять осознанный интерес к словам и процессу чтения (4-5 лет). Но методика может быть полезной и для школьников: если сложные слова писать сначала по таблице, а затем уже в тетради, риск орфографических ошибок сводится к нулю. Школьники, которые не могут «вписаться» в заготовленную для них программу, наверняка «впишутся» в зайцевскую систему. Это избавит их от ненужных стрессов, сделает учебу радостной и интересной.

Занятия проводятся ежедневно в течение 10-15 минут. В случае потери интереса к кубикам, целесообразно сделать небольшой перерыв, обязательно вернувшись к занятиям в обычном режиме.

Уже с первого занятия родители или педагоги на глазах у ребенка составляют слова, дети узнают все буквы сразу, причем не по отдельности, а в сочетании друг с другом. Пропевается каждый кубик, а также вертикальные и горизонтальные строки таблицы. Каждое слово произноситься вслух, печатается по таблице, а затем составляется из кубиков. На первых же занятиях важно использовать игры, вызывающие у детей желание писать побольше слов (указкой по таблицам, кубиками, карандашами или фломастерами на бумаге), наблюдать как пишет педагог на доске.

Не бойтесь информационных перегрузок! Возможности детской памяти значительно шире, чем об этом принято думать. 3-летний ребенок запоминает и называет сотни картинок, с таким же успехом выучивает и две сотни складов, складовые песенки, пропеваемые с опорой на таблицы.

Главный принцип занятий – большая скорость. Постоянно передвигаясь от таблиц к кубикам и меняя вид деятельности, дети не успевают уставать, они воспринимают занятия не как урок, а как увлекательную игру.

Достоинства методики Зайцева

Все задания даны в наиболее полном объеме, в систематизированном виде. Это дает возможность педагогам любого профиля использовать пособия (кубик, таблицы и т.д.) как средство для решения педагогических задач, детям же позволяет решать свои жизненные задачи под руководством взрослых.

Пособия воздействуют на многие органы чувств:

цвет их ярок, точно и тонко подобран, раздражает глаз;

учебные материалы расположены в разных местах помещения, тренируют глазные мышцы для работы в плане ближнего и дальнего зрения;

кубики издают при встряхивании звуки разного тембра и высоты, педагог многократно озвучивает (называет, пропевает) записанные на кубиках склады сам, поощряя к тому детей;

предоставленные детям в руки пособия разного размера помогают воздействовать на мелкую мускулатуру рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта.

Методика Зайцева непохожа на другие, она более динамична и эффективна, дает большой простор личному творчеству. Используя методику Зайцева, мы получаем высокие результаты в обучении, развитии интеллекта детей.

Теги: ,

Поделиться:

Оставить комментарий