Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > «Умелые руки не знают скуки» (ручной труд)
Post Icon

«Умелые руки не знают скуки» (ручной труд)

Автор: Латышева Ю. А, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ "Чистогорский детский сад №1 " комбинированного вида п.Чистогорск

Вид проекта: творческий, коллективный.

Актуальность:

По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Нервные импульсы, идущие в кору головного мозга от движущихся пальцев рук, тревожат и расположенные по соседству речевые зоны коры, стимулируя их к активной деятельности. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и, тем самым, стимулируя соответствующие отделы мозга, отвечающие за движения пальцев рук, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.

В нашей группе из 26 детей 25 имеют речевую патологию (ОНР 2 – 3 уровня, дизартрия средней степени). Как известно, у таких детей страдает не только речь, но и мелкая моторика. Мы считаем, что огромное влияние на развитие мелкой моторики оказывают занятия ручным трудом. Поэтому мы решили разработать и внедрить в практику проект по ручному труду, способствующий развитию мелкой моторики рук детей. Мы предполагаем заниматься ручным трудом систематически один раз в неделю во вторую половину дня.

Тип проекта: творческий, коллективный.

Срок осуществления: 1 год

Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей, имеющих речевую патологию.

Гипотеза: систематические занятия ручным трудом будут способствовать развитию мелкой моторики рук детей и, как следствие, речи.

Задачи:

1.​ Развитие мелкой моторики детей посредством занятий ручным трудом.

2.​ Формирование художественно – эстетического вкуса у детей, эстетического восприятия окружающего мира.

3.​ Воспитание творческой активности, развитие фантазии дошкольников.

4.​ Формирование интереса к ручному труду с помощью использования различных техник.

5.​ Развитие навыков коллективной работы (учить договариваться, слушать и слышать товарищей).

Ожидаемые результаты проекта:

1.​ Повышение уровня развития мелкой моторики рук детей и. как следствие, речи.

2.​ Сформированные умение и желание использовать различные техники ручного труда: оригами; аппликацию с использованием окрашенного гороха; работу с окрашенной лапшой; работу с гипсом (отливка); работу с витражными красками; работу с тканью.

3.​ Развитие творческих способностей и фантазии детей.

4.​ Сформированное умение эстетически, эмоционально оценивать результаты своей работы, желание использовать свои поделки в игровой деятельности.

5.​ Создание красивых работ, которые захочется подарить близким людям.

План реализации проекта:

1.​ Подбор литературы по данной теме.

2.​ Составление перспективного плана работы.

3.​ Знакомство родителей с проектом, со значением ручной деятельности для развития мелкой моторики детей.

4.​ Подготовка материалов для изготовления поделок.

5.​ Повторение техники безопасности с детьми по работе с ножницами, клеем, иглой.

6.​ Работа с детьми по проекту во второй половине дня 1 раз в неделю.

Презентация проекта:

1.​ Выставка детских работ «Умелые руки не знают скуки»

Материалы для работы по проекту:

1.​ 

2.​ Аэрозольная краска.

3.​ Белый картон.

4.​ Бумага для оригами.

5.​ Витражные краски.

6.​ Гипсовые наборы.

7.​ Горох дробленый.

8.​ Гуашь.

9.​ Иголки.

10.​ Клей – карандаш.

11.​ Клей ПВА.

12.​ Лак бесцветный.

13.​ Лапша фигурная (3 -4 вида).

14.​ Маленькие баночки (для вазочек).

15.​ Нитки мулине.

16.​ Нитки х/б (1цвет).

17.​ Ножницы.

18.​ Пластилин.

19.​ Пяльца.

20.​ Соленое тесто

21.​ Ткань однотонная.

22.​ Цветной картон.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Сроки

Вид деятельности

Тема

Цель

Литература

Месяц

Неделя

Октябрь

1- 2

Работа с гипсом

Изготовление магнитов

Научить детей работать с гипсом

3 - 4

Работа с гипсом

Раскрашивание магнитов

Развитие эстетического вкуса детей

Ноябрь

1- 2

Работа с витражными красками

Изготовление

наклеек

Учить пользоваться витражными красками

3 - 4

Работа с витражными красками

Изготовление

наклеек

Учить пользоваться витражными красками

Декабрь

1- 2

Аппликация с использованием окрашенного гороха

Матрешка

Познакомить с техникой аппликации с использованием окрашенного гороха

Дошкольное воспитание №8/2008. С.34

3 - 4

Аппликация с использованием окрашенного гороха

Украсим елочку

Укреплять интерес к технике аппликации с использованием окрашенного гороха

Дошкольное воспитание №8/2008. С.34

Январь

1- 2

Работа с окрашенной лапшой

Бусы для мамы

Научить детей собирать бусы из окрашенной лапши

3 - 4

Работа с окрашенной лапшой

Сделаем вазочку

Научить детей составлять узоры из окрашенной лапши

Февраль

1- 2

Оригами

Лягушка

Научить детей получать из квадрата треугольник

С.И. Мусиенко. Оригами в детском саду. С. 11

3 - 4

Оригами

Волчок

Закреплять навыки работы с бумагой

А.Гарматин. Оригами для начинающих. С. 19

Март

1- 2

Тестопластика

Пирожное для мамы

Учить лепить из соленого теста

3 - 4

Работа с тканью

Знакомство детей с иглой, тканью

Знакомство со швом «Вперед иголка»

«Работа с тканью». Занятия 2; 8

Апрель

1- 2

Работа с тканью

Вышивка по разметке

Научить детей вышивать по разметке

«Работа с тканью». Занятие 9

3 - 4

Работа с тканью

Вышивка по разметке

Закреплять умение детей вышивать по разметке

«Работа с тканью». Занятие 9

Май

1- 2

Работа с тканью

Вышивка по контуру

Познакомить детей со швом «Назад иголка»

«Работа с тканью». Занятие 14

3 - 4

Работа с тканью

Вышивка по контуру

Учить детей вышивать по контуру

«Работа с тканью». Занятие 14

Конспекты

Тема: «Подарок для близких и друзей»

Цель: развитие творческих способностей и мелкой моторики посредством ручного труда.

Программное содержание:

- научить детей изготавливать гипсовые отливки;

- закреплять умение раскрашивать объемные поделки красками;

-развивать художественный вкус, творческую инициативу;

- воспитывать стремление доставлять родным радость, изготавливая поделки своими руками.

Материал:  гипс, вода, стакан для приготовления раствора, палочка для размешивания, кисточки, гуашь, клеенки.

Ход занятия:

В:      Ребята, вчера вечером я читала книгу и нашла замечательное стихотворение о семье, мне оно очень понравилось, поэтому я решила прочитать его вам.  Хотите послушать?

 Что может быть семьи дороже?

 Что может быть семьи дороже?

 Теплом встречает отчий дом,

 Здесь ждут тебя всегда с любовью,

 И провожают в путь с добром!

 Отец и мать, и дети дружно

 Сидят за праздничным столом,

 И вместе им совсем не скучно,

 А интересно впятером.

 Малыш для старших как любимец,

 Родители - во всем мудрей,

 Любимый папа - друг, кормилец,

 А мама ближе всех, родней.

 Любите! И цените счастье!

 Оно рождается в семье,

 Что может быть ее дороже

 На этой сказочной земле

В: Вам понравилось стихотворение? Каждый член семьи бывает рад, когда у него и его близких хорошее настроение.

- А как сделать, чтобы настроение всегда было хорошим?

Дети: Можно сделать что-нибудь приятное, например, подарок.

В: Правильно, молодцы, можно своим близким сделать подарок.

Мы подарок родным

Покупать не станем,

Сделаем сами

Своими руками.

Сегодня в подарок мы будем делать настоящие магниты. 

   Сейчас давайте подойдем к столу и я вам расскажу и покажу, как нужно делать магниты, чтобы они получились красивыми и понравились вашим близким.

Воспитатель рассказывает, как правильно отмерить нужное количество воды и гипса, как размешивать раствор. Предлагает детям самим попробовать приготовить раствор и разлить его с помощью мерной ложки по формочкам.

Прежде чем начать работу давайте разомнём наши пальчики.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

А этот пальчик - Я,

Вместе - дружная семья!

А  сейчас проходим на свои рабочие  места и приступаем к работе.

В: Ребята, вы справились с заданием. Теперь нужно, чтобы наши заготовки хорошо высохли, стали твердыми. Раскрашивать мы их будем на следующем занятии. Как вы их будете раскрашивать? (Ответы детей)

Тема: «Новогодние наклейки»

Цель: развитие творческих способностей и мелкой моторики посредством ручного труда.

Задачи:

​ Научить пользоваться витражными красками;

​ развивать художественный вкус, творческую инициативу;

​ воспитывать стремление видеть красоту в предметах, радоваться результатам труда.

Материал: витражные краски, салфетки, заготовки наклеек, готовые наклейки, иллюстрация с изображением деда Мороза, новогодняя музыкальная композиция.

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям вспомнить загадки о зиме, затем предлагает отгадать его загадки:

Двор в снегу. Белы дома. На дворе снежок идет,

Это к нам пришла … (Зима) Скоро праздник - … (Новый год)

Мы вдвоем скатали ком, Колкую, зеленую

Шляпа старая на нем. Срубили топором.

Нос приделали, и в миг Колкая, зеленая

Получился … (Снеговик) К нам приходит в дом. (Елка)

Воспитатель:

У нас в России пока стоит поздняя осень. Какое время года наступит после нее? (Зима)

Какой праздник мы отмечаем зимой? (Новый год)

Кто приходит к российским детям в Новый год с подарками? (Дед Мороз)

Как он выглядит? (По иллюстрации) . Правильно, российский Дед Мороз – это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной шубе, усыпанной снежинками, в красной шапке, с посохом в руках. Он приходит к нам со своей внучкой Снегурочкой. Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великий Устюг.

Ребята, какие новогодние обычаи и традиции вы знаете? (Наряжать елку, дарить подарки, веселиться) .

Сегодня я предлагаю вам научиться делать необычные подарки для своих близких - витражные наклейки. Посмотрите, какие они красивые. как вы думаете, куда их можно приклеить? (Предположения детей) Их можно приклеить на любую гладкую поверхность: окно, зеркало, кафельную плитку.

Давайте пройдем за столы, и я вам покажу, как нужно изготавливать такие наклейки.

Прежде чем приступить к работе, давайте разогреем наши ручки:

Пальчиковая гимнастика:

Наступает Новый год! (Хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. (Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем внутрь-наружу)
Висят на елке шарики, (Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. (Фонарики)
Вот сверкают льдинки, (Сжимать и резко разжимать кулаки поочереди)
Кружатся снежинки. (Легко и плавно двигать кистями)
В гости Дед Мороз идет, (Пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет. (Трем друг об друга ладони)

Воспитатель показывает, как правильно выдавливать витражную краску, как раскрашивать заготовку с помощью тюбиков. В процессе работы следит за правильностью выполнения, помогает по мере необходимости. Работу детей сопровождает музыкальная композиция.

Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием, у вас получились очень красивые наклейки.

Воспитатель расспрашивает детей, для кого они делали наклейки, как их раскрашивали (индивидуальные ответы).

Воспитатель: Теперь нужно, чтобы наши наклейки хорошо просохли, и только после этого их можно приклеивать.

Тема: "Красавицы - матрешки"

Цель: развитие творческих способностей и мелкой моторики посредством ручного труда.

Программное содержание:

​ познакомить детей с техникой аппликации с использованием окрашенного гороха;

​ воспитывать аккуратность в работе.

​  вызвать у детей желание любоваться готовыми работами.

​ развивать художественный вкус, творческую инициативу

Материал:  заготовки матрешек, цветной горох, клей ПВА, кисточки, салфетки, игрушка- матрешка.

Ход занятия:

В: Дети, отгадайте загадку:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ... (Матрешка)

Ребята, возьмите Матрешек. Давайте их рассмотрим. Что вы можете сказать о Матрешке? (Ответы детей)

Наводящие вопросы: Что одето у нее на голове? Что одето у Матрешки на туловище? Впереди что подвязала на сарафан Матрешка? Что нарисовано на фартуке? Посмотрите, какая наша Матрешка красавица.

Сегодня я предлагаю вам украсить наряд Матрешки. Вы будете выкладывать узоры на ее одежде с помощью цветного гороха. Но прежде чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.

Мы – красивые матрешки

Разноцветные одежки

Раз – Матрешка

Два – Милашка

Мила – три

Четыре – Маша

Маргарита – это пять

Нас не трудно сосчитать.

  В: Ребята, сначала вы придумайте узор, которым хотите украсить свою Матрешку. Затем клеем смазываете место, где нужно приклеить горох, и после этого выкладываете узор. Старайтесь много клея не мазать, чтобы ваши Матрешки получились аккуратными и красивыми.

 В процессе работы воспитатель следит за правильностью исполнения задания, при необходимости оказывает индивидуальную помощь. спрашивает детей, какой узор они выкладывают (индивидуально)

 

В конце занятия воспитатель проводит анализ работ детей.

 Дети рассматривают работы. Каждый ребенок рассказывает о своей Матрешке (какой узор выложил, какие цвета использовал, как хотел бы назвать свою Матрешку)

Ребята, вы все настоящие мастера, у вас получились очень красивые Матрешки. Можете поиграть с ними.

Поделиться:

Оставить комментарий