Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > В гостях у хозяюшки (в русской избе)
Post Icon

В гостях у хозяюшки (в русской избе)

Автор: Скурихина С. А., воспитатель второй квалификационной категории МБДОУ «Детский сад «Светлячок»

Цель:

1.​ Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; объясняя детям значение его составных частей (дать возможность применять в игре подлинные предметы).

2.​ Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством – пословицами, частушками, поговорками, прибаутками.

3.​ Обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора.

4.​ Воспитывать интерес к жизни предков.

Материал: интерьер русской горницы, русский народный костюм, грамзапись русской народной песни.

Словарь: красный угол, бабий кут, горница, лапти, ткацкий станок, чугунок, самовар, утюг, шкатулка.

Ход:

1.​ Сюрпризный момент: (у входа в избу встречаю детей в русском народном костюме). Цель: эмоциональный настрой на занятие.

«Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют»…

2.​ Грамзапись русской народной песни.

- А знаете, почему Русь называли деревянной?

Давным - давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все – то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок , и стены, и мебель, и посуда.

3.​ Игровая мотивация. Наша изба встречает нас красивыми деревянными резными воротами.

4.​ Пословицы о доме.

Цель: знакомство с устным народным творчеством.

- хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

- красна изба углами, а стол пирогами.

- много в доме гостей, много и новостей.

- О чем говорят эти пословицы? (приглашаю детей в избу)

5.​ Рассказ об избе.

Цель: обогащение словаря.

Давайте сядем в нашей горнице и начнем разговор.

Горница – так называли комнату в избе.

- Что нам напомнит, что в избе самое главное?

- Без чего в избе жить невозможно?

- Конечно, не случайно говорят: «Печь всему голова».

- В чем она помогает человеку?

- Да, печь и кормит, и обогреет, и сушит, и лечит (уложат простуженного на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников – простуда пройдет), на ней спали старики, взрослые на полу, дети на полатях.

- Печь делит горницу на две основные части. Одна половина, левая вот здесь за печкой, женская. Ее так называли, потому, что здесь хозяйки делали домашние дела. –Какие? (готовили еду, мыли посуду, стирали, стряпали, ели, главным первым блюдом были кислые щи, летом окрошка из кваса с овощами). У окна близ стола/ на зиму ставили ткацкий стан. На нем долгими зимними вечерами женщины ткали разноцветные половики для того, чтобы в избе было уютно и тепло ходить по полу, чтобы меньше скрипели деревянные половицы.

- Женщину в старину, как называли? (БАБОЙ)

Вот поэтому место за печкой в старину называлось БАБИЙ КУТ.

КУТ – означает угол: бабий угол или бабий кут.

Давайте посмотрим, что в нем находится (посуда, все, что нужно для печи). Да, здесь есть все, что нужно хозяйке. (показываю ложки, чугунок, самовар, шкатулку, сковороду, утюг).

А в другой стороне горницы – правой – стоит стол обеденный, лавки, икона висит. Здесь на этой же стороне, окно, поэтому угол самый светлый. На окне – занавески, на полу – половики. Половики ткали хозяйки сами и стелили их на пол вместо ковров.

Правая сторона горницы была самой нарядной, красивой и называли эту часть горницы – красный угол.

- кто может объяснить, почему ее так называли?

Да, здесь, в красном углу, и гостей встречали, угощали их, почивали и все самые семейные вопросы решали.

6.​ Обобщение рассказа.

Теперь вы сможете всем объяснить, что в русской избе печь делила горницу на две части.

- Одна часть называлась…как? КРАСНЫЙ УГОЛ – самое красивое место в горнице.

А другая часть называлась…как? БАБИЙ КУТ – это что – то вроде нашей кухни.

7.​ Игра «Гостеприимство»

Цель: вспомнить правила гостеприимства, приветствия..

- А теперь давайте поиграем – немножко «поживем» в нашей горнице.

- Кто же будет хозяевами? (распределение ролей: хозяин – Даниил, хозяйка – я, их родители – дед и бабка, дети: дочь и сын остальные дети - гости.)

8.​ Чтение стихотворения ребенком.

Наша Хозяюшка в дому,

Что оладушек в меду.

Она подает, она прибирает,

Одним – одна за все отвечает.

ХОЗЯЙКА:

Ах, в тереме расписном я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу!

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.

Самовар в руках несу, прибауточки пою,

(подхожу к печи обращаюсь к ней)

Ой, ты, печка – сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Помоги и спаси,

В дом богатство принеси.

(достаю из печи блины, приглашаю всех к столу.)

9.​ Сюрпризный момент.

Чай с лесной ягодой и блинами

Как для вас, мои друзья,

Наварила, напекла

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов –

Не найти едоков!

Хозяйку потешьте –

Блинчиков моих поешьте!

Не красна изба углами,

А красна блинами!

(разливаю чай)

- «Чай пить - не дрова рубить!»

(после угощения дети благодарят хозяйку, выходят из – за стола и кланяются).

10.​ Чтение стихотворения ребенком.

Эх, возьму я в руку балалайку

Да потешу я свою хозяйку!

Сядем, братцы, все рядком

Да частушки пропоем!

11.​ Пение частушек.

Маша ела, хохоча, гречневую кашу.

Отмывали целый час, гречневую Машу.

Я у Коли в коридоре, сапогами топала,

Хотя Колю не любила, а конфеты лопала.

Наш Максимка ничего, только вот кусается

Все ребята от него по группе разбегаются.

Мыло жидкое купила, два рубля ухлопала

Подруга думала, варенье, подошла и слопала.

Почему не поплясать, почему не топнуть,

Неужели в этом доме половицы лопнут?

У миленка, у Ванечки

Есть в кармане прянички,

Только Ваня целовать, а я прянички жевать.

Как дед бабку, завернул в тряпку,

Поливал ее водой, чтобы стала молодой .

Красны девицы да добры молодцы,

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гуляние отправляйтесь.

Спасибо вам, Хозяюшка!

Наделил бы вас господь

И жильем, и бытием,

И здоровьицем.

(Все благодарят хозяйку за гостеприимство , прощаются с ней и уходят.)

Поделиться:

Оставить комментарий