Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > «Века связующая нить»
Post Icon

«Века связующая нить»

Автор: Корепанова Т. П., воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Игринский детский сад №10», п. Игра, Удмуртская Республика

«Народ, который не знает своей культуры и истории, презрен и легкомысен.»

Н. Карамзин

Национальное самосознание, культура межнационального взаимодействия – вряд ли кто усомнится в актуальности понятий в жизни современного человека. Нет сомнений и в том, что целенаправленное ознакомление ребенка с культурой, традициями народа нужно рассматривать как составную часть формирования у него начал патриотизма, гражданственности. Знания об обычаях других народов будут усвоены, только после полноценного овладения этническими особенностями своей культуры.

Для утверждения национального самосознания этнос всегда выбирает какие-то объективные события, факты, идеи, личности, периоды истории, памятники архитектуры, продукты питания или иные факты материальной или духовной культуры. Мне кажется, что в современной жизни необходим стержень, связующая нить между прошлым и настоящим. Я думаю, что собственно информацию о льне (сведения, факты, события с ним связанные) я рассматриваю, как средство, с помощью которого смогу приобщить детей дошкольного возраста к национальной культуре. Поэтому тему своей работы я назвала «Века связующая нить», которую провожу с детьми старшего дошкольного возраста.

Ее цель – формирование интереса дошкольников к истокам удмуртской народной культуры через знакомство детей со льном.

Эффективность разработки достигается в несколько этапов:

В работе на каждом этапе основное внимание уделяется стержневому вопросу – знакомству со льном. Нельзя рассказать детям о производстве льна, о его выращивании, переработке не познакомив с природными условиями нашей местности, с людьми, занимающимися этим производством, с современной техникой. А как обойти стороной народный орнамент, колорит присущий удмуртским национальным традициям украшения одежды, предметов быта.

1 этап: «Где я живу» -

Ц: Познакомить детей с природными ресурсами нашего края, с государственной символикой Удмуртской республики,

На этом этапе еще с раннего дошкольного возраста формируются представления о растительном и животном мире родного края. Дети учатся классифицировать растения на культурные и дикорастущие, соотносить части растений.

Для закрепления знаний широко применяю исследовательский метод, в ходе которых воспитанники делают выводы, обобщают, анализируют полученные знания. С этой целью в группе организована небольшая лаборатория, собирается и пополняется коллекция продуктов переработки льна. На этом этапе дошкольники получают информацию о его применении и продуктов его производства.

В этом возрасте дошкольникам очень сложно воспринимать знания и термины, связанные с символикой Удмуртской Республики. Основываясь на эмоциональную сферу детей для знакомства с картой Удмуртии, опираюсь на сравнение ее с лоскутным одеялом – как каждый лоскуток таит смысл, так и каждый кусочек на карте обозначает определенный район, а самый яркий – самый родной – Игринский.

2 этап: «С кем я живу» -

Ц: Познакомить детей с культурным наследием удмуртов и людей других национальностей, проживающих рядом. Расширять знания детей об Удмуртии как о многонациональной республике, воспитывать уважительное отношение к людям другой национальности.

На втором этапе закладывается понимание того, что наша республика многонациональна, а коренные ее жители – удмурты. Например, сказка «Лентяйка», помогает ярко показать основные черты характера народа: большое трудолюбие, смирение, честность, справедливость. При рассматривании льняных скатертей, полотенец, дети знакомятся с характерным орнаментом удмуртов. На занятиях и в свободной деятельности дошкольники занимаются украшением льняной ткани вышивкой, ребята учатся воспроизводить и придумывать неповторимый рисунок узора. Колоссальную помощь в работе оказывает обращение к удмуртскому фольклору, как неиссякаемому источнику народной мудрости. Загадки, пословицы и поговорки метко передают значимость льна для удмуртов. Обращение к национальной музыке и танцам, отражающие особенности жизни своего народа, развивают интерес и любовь к родной культуре. Постоянными стали встречи в детском саду с артистами театра «Италмас», районного ансамбля «Устолык», с исполнителями народных песен Детской школы искусств. На традиционных праздниках, посвященных Дню Удмуртии дети знакомятся с национальными традициями, кухней других народов, у ребят появляется возможность сравнить народные игры детворы разных национальностей, например удмуртская народная игра «Клубочек» и русская народная игра «Мама ниточку распутай». Чтение рассказа Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» помогают детям проследить взаимосвязь культур удмуртского и русского народа.

3 этап: «Как жили»-

Ц: Познакомить детей с жизнью удмуртов в прошлом, с историей нашего края.

На этом этапе дети знакомятся с музейным уголком детского сада, с краеведческим музеем, с трудом и бытом удмуртского народа. Богатые возможности для развития воображения и фантазии придают макеты, как наглядные пособия для освоения ребенком окружающего мира. Для определения места человека в истории, совместно с педагогами детского сада, изготовлен макет «Калейдоскоп развития истории человека», «Деревенская улица». Макеты наглядно показывают жизнь людей во время Великой Отечественной войны. В суровом по природным условиям крае, когда земледелие играло главную роль, дети видят, как лен одевал, кормил и согревал людей в прошлом. Большинство этапов его производства дети воссоздают на опытном участке. Знания, полученные в ходе трудовой деятельности, обобщаются при помощи дидактических игр. На занятиях по изодеятельности дети узнают элементы удмуртского народного костюма, овладевают навыками составления и изображения удмуртского узора на вырезанных силуэтах фартуков, рубашек, варежек и др. С особым интересом ребята рассматривают экспозицию, рассказывающую о народном обряде «Шорт миськон» - беление холста, расширяют знания о том, как в старину в деревнях мочили и расстилали вытканные полотна.

4 этап: «Когда я живу»-

Ц: Формируются представления детей о явлениях общественной жизни, выращивании и переработке льна в наше время, о современных тенденциях моды в одежде изо льна.

Эти знания дают возможность ориентироваться в ней, являются основой правильного понимания, оценки и осознанного отношения к общественной жизни. Дети знакомятся с достопримечательностями поселка, с предприятиями, где работают их родственниками (льнозавод, льносемстанция), с современными орудиями труда, облегчающими процесс производства и переработки льна. Рассматривание коллекций тканей, экскурсий в магазин с одноименным названием, организации сюжетной игры «Ателье мод» стимулируют познавательную деятельность дошкольников, расширяют их знания. Ежегодное участие в районных конкурсах, на которых мы занимаем призовые места, позволяет активно привлечь родителей к созданию оригинальных стилизованных удмуртских костюмов. Неотъемлемой частью знакомства с жизнью нашей республики является поэзия, художественное творчество и музыка современных авторов. Здесь происходит первое знакомство с журналом «Кизили», со своеобразными художниками – иллюстраторами М. Гариповым, В. Г. Мустаевым. Чтение стихотворения Ф. Васильева «Поле голубого льна» показывает детям всю нежность и красоту цветущих растений. Лен издавна считался материалом-оберегом и сейчас предметы изо льна стали модными в интерьерах современного дома. На занятиях по ручному труду дети изготовляют небольшие поделки, сувениры, подарки.

Итак, основным принципом построения моей работы на всех этапах является одновременное знакомство с технической культурой – лен и усвоение общечеловеческих, национальных ценностей, осознание культурных ориентиров удмуртского народа.

Перед тем, как приступить к работе проводился опрос моих воспитанников. Выяснилось, что о своей этнической принадлежности знают только17% детей. Основной называемый признак людей принадлежащих к той или иной национальности – особенности их одежды и языка. Работа, проведенная в комплексе занятий и разнообразных видов деятельности, существенным образом изменила показатели, расширила представления детей об этнических особенностях своего народа. Таким образом, материал моего исследования показал большую возможность использования информации о льне (сведения, факты, события с ним связанные) в развитии национального самосознания у старших дошкольников.

Я надеюсь, что смогла зародить в детях тот интерес, любознательность и желание узнать больше, чтобы успешно овладевать знаниями о культуре своего народа в школе.

Поделиться:

Оставить комментарий