Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > «Волшебный мир звуков»
Post Icon

«Волшебный мир звуков»

Автор: Манчевская Татьяна Алексеевна, Музыкальный руководитель, 1 квалификационная категория, МБДОУ №125 г. Мурманск

Что нарисовала музыка.

Цель: научить детей на занятии вслушиваться в звучание мелодии, создающей художественно-музыкальный образ, и эмоционально на нее реагировать.

Задачи:

  • формирование навыков восприятия произведений музыкального искусства,

  • стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности,

  • развитие воображения и музыкальной памяти.

Оборудование: детские шумовые инструменты, карточки – солнышки и тучки, цветы, шапочки медведей, зайцев, волков. Используемая музыка: Э Григ«Утро»,Ан. Александров «Осень», П. И. Чайковский «Осенняя песня», А.Э. Спадавеккиа «Полька», звуки: «Ручеек», «Дождь с громом», «Ветер», «Пение птиц», Г. А. Гладков «Добрая фея», Т. Попатенко «Медведь», «Лиса», «Зайчик», Е. Тиличеева «Звероловы и звери».

Ход занятия.

Дети входят в зал под музыку Э. Грига «Утро». Садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о музыке и цвете, о различных звуках и красках. Что такое краски - знают все. Красками художники пишут свои картины. Ребята, как вы думаете, а музыканты могут создавать картины? Конечно могут, но используют при этом необычные, волшебные краски. А что это за краски, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Их нельзя увидеть,

Не возьмешь их в руки.

Можно только слышать

Что же это?

Дети: Звуки!

Музыкальный руководитель:

Звук инструмента - инструментальный,

Голос певца и певицы – вокальный,

Звуки вокальные, инструментальные -

Они мелодические, музыкальные.

Мелодические звуки, как и краски имеют множество оттенков. Они могут быть громкими или тихими, высокими или низкими. (Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Можно использовать колокольчики, металлофон.)

Если мелодические звуки удобно, красиво сочетаются друг с другом, или как говорят музыканты «живут в ладу», то получается музыка. (Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано «Осень» Ан. Александрова.)

Ребята, мы живем в мире звуков. Кроме музыкальных есть еще и другие звуки. Среди них есть резкие, неприятные - стук, топот, гудение. Такие звуки называются шумовые. Звучать может все. (музыкальный руководитель стучит палочкой по фортепиано, по стеклу, по книге). А в природе много звуков, которые человек слушает с удовольствием - шум дождя, листвы, журчанье ручейка. Давайте послушаем.

Прослушивание звуков:

  1. Ручеек.

  2. Дождь с громом.

  3. Ветер.

  4. Пение птиц.

Музыкальный руководитель: Ребята, инструменты тоже бывают музыкальные и шумовые. Давайте соединим их вместе и посмотрим, что получиться. (Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано русскую народную песню «Ах вы сени». Дети играют на шумовых инструментах.)

Музыкальный руководитель: Ребята, что такое цвет? (Дети отвечают).

Музыкальный руководитель: Цвет - это то, что мы видим. Что может изображать цвет? Окраску листьев, небо, воду, предметы. Вспомните, какое небо вы видели? (Дети отвечают).

Музыкальный руководитель: Голубое, чистое, серое в тучах. Какое у вас настроение, когда день солнечный? А когда пасмурный? (Дети отвечают).

Музыкальный руководитель: Значит цвет может передавать настроение. (Музыкальный руководитель показывает карточки желтого и серого цвета). Ребята, как вы думаете, какая карточка обозначает хорошее настроение? А какая плохое? (Дети отвечают).

Музыкальный руководитель: А звук может передавать настроение? Ведь музыка тоже может нарисовать картину. Давайте послушаем.

Звучат два произведения «Осенняя песня» П.И. Чайковского и «Полька» А.Э.Спадавеккиа.

Детям раздаются серые тучки и желтые солнышки и предлагается в соответствии с характером музыки выложить картинки на магнитной доске.

Музыкальный руководитель: А теперь я приглашаю вас на танец в теплом, ласковом цвете.

Музыкальная композиция с цветами под музыку «Добрая фея» Г. Гладкова.

1 фигура.

И.П. Дети сидят врассыпную на ковре. Девочка - ведущая под музыку обходит детей, раздавая им цветы в такт музыки. Ребенок, получивший цветок медленно поднимается и покачивается. Эти движения повторяются до конца 16 такта.

2 фигура.

Дети идут по кругу за ведущей.

3 фигура.

3 шага к центру, поднимая руки вверх;

3 шага назад, опуская руки;

Кружение на месте, руки плавно через стороны вверх и вниз.

Повторить движения еще раз.

4 фигура.

1 фраза: дети перестраиваются на «звездочки»- по 3-5 человек, соединив правые руки, левые слегка отвести в сторону, кружение в таком положении направо;

2 фраза: то же, только в другом направлении.

5 фигура.

Ходьба в свободном направлении, на последний такт медленно подойти к ведущей, стоящей в центре зала, поднимая цветы, с концом музыки опуститься на одно колено.

Музыкальный руководитель: Ребята, музыка может не только передать настроение, но изобразить какое-то явление природы, или животных. Давайте мы с вами послушаем и попробуем угадать и передать в движениях, кого рисует музыка.

Двигательная импровизация «Кто вышел погулять?». Музыкальный руководитель проигрывает отрывки Т. Попатенко «Медведь», «Лиса», «Зайчик». Дети импровизируя, изображают животных.

Музыкальный руководитель: А теперь я предлагаю поиграть в игру «Звероловы и звери».

Дети делятся на 4 подгруппы: «звероловы», «медведи», «волки», «зайцы». В одном конце комнаты собираются «звероловы», которые «направляются в лес за зверями для зоопарка». «Звери» прячутся у стен. В противоположном конце комнаты «кусты». Музыка Е. Тиличеевой.

1 часть музыки. Такты 1- 8. «Звероловы осторожно идут, выслеживают зверей и залегают в кустах».

2 часть музыки. Такты 9- 14. «Лесная тишина». «Звероловы» слушают «звуки леса», прислушиваются - не шевелиться ли какой- нибудь «зверь»

3 часть музыки (А - такты1- 15). Из «берлоги выходят медведи». (Б - такты 16- 31) «звероловы ловят медведей. С окончанием музыки отводят их в клетку. Затем снова «залегают в кустах». Повторяется 2 часть музыки «Лесная тишина»

4 часть музыки (А - такты1- 16) бегут «волки». (Б - такты 17- 32) «звероловы ловят волков». С окончанием музыки отводят их в клетку. Повторяется отрывок «Лесная тишина».

5 часть музыки (А- такты 1- 16). На выскакивают «зайцы». (Б - такты 17- 32) «звероловы ловят зайцев». Отводят их в клетку.

6 часть музыки. «Звероловы» образуют вокруг «зверей» круг «грузовик» и везут их в «зоопарк».

Музыкальный руководитель: Сегодня, ребята, мы познакомились со свойствами звуков, узнали, что музыка может рисовать природу, передавать настроение, изображать животных. Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). А как вы думаете, что у нас лучше всего получилось? (Ответы детей). На этом, ребята, наше занятие заканчивается. Я желаю вам всего хорошего и хочу попросить вас, быть внимательными в мире звуков и музыки, и тогда вы сможете услышать и узнать много интересного.

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий