Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через праздники и развлечения»
Post Icon

«Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через праздники и развлечения»

Автор: Нифантьева З. Е., музыкальный руководитель первой квалификационной категории МБОУ «Карпогорская СОШ №118 СП «Детский сад №67 «Родничок» С.Карпогоры, Архангельской области

Цели:

Формировать элементарные представления о государственной символике; познакомить с российским флагом, с символическим значением цвета и образов флага и герба России, гимном России.

Формировать у старших дошкольников чувство патриотизма; обобщать и конкретизировать знания детей о Российской Армии.

Расширять представления о самобытности русского народа в прошлом и настоящем; продолжать знакомить детей с русским фольклором.

Формировать у детей представления о семье и своём месте в ней.

Задачи:

Воспитывать у ребёнка любовь к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице, селу.

Воспитывать любовь и уважение к своей родине- России.

Воспитывать у ребёнка любовь к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице, селу.

Формировать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому.

Развивать интерес к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей.

Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

В нашем дошкольном учреждении нравственно- патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях.

Я стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы составили тематический план по нравственно- патриотическому воспитанию детей на каждую группу. Вместе решаем, какую музыку использовать на тематических занятиях, как её лучше преподнести.

Суть нравственно- патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

Большие потенциальные возможности нравственно- патриотического воздействия заключаются в народной музыке. С музыкальным фольклором знакомлю детей на музыкальных занятиях, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа. В нашем саду есть аудио записи народной музыки, звучания народного оркестра.

Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский- Корсаков. Использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике.

С младшими дошкольниками были проведёны развлечения: «На бабушкином дворе», «Во поле берёза стояла». Со старшими дошкольниками развлечение: « За околицей», «Игры , пляски, да русские сказки» , «Звени, звени златая Русь», «Мы поём и пляшем».

На участке детского сада проводим развлечение « Масленица» для всех возрастных групп. В конце праздника угощаем детей блинами. (Показ слайдов)

Родители подготовительной группы «Солнышко»- воспитатель Телицына Н.М показали детям сказку «Теремок» на новый лад. В конце праздника организовали игры, чаепитие. (показ слайдов) На Новый год родители сами подготовили и провели сказку: «Да здравствует, ёлка!» (показ слайдов)

Таким образом приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребёнка- дошкольника Родина- это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. Нравственное воспитание ребёнка- дошкольника- это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих детей это слово «мама»- самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам, они делают мамам подарки, рисуют их портреты. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. В нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День всех матерей (который проводится в ноябре) Дети рисуют портреты своих мам, которыми мы потом украшаем центральную стену зала, готовят мамам свои подарки.(показ фотографий)

Ещё каждый год мы отмечаем праздник «День семьи». С помощью музыкального, поэтического и изобразительного искусства воспитываем у детей любовь и уважение ко всем членам семьи. С социальным педагогом Заверниной Т. С. провели с детьми подготовительной группы интегрированное занятие:

« Моя семья- моя радость». С детьми старшего возраста провели развлечение вместе с родителями: «Моя семья- мой отчий дом»

В продолжение этой темы хочется отметить ещё один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной.. дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Надо показать ребёнку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Мы возили детей в краеведческий музей д. Ваймуша. Нина Александровна Нетёсова показала нам и рассказала о предметах быта русского народа. Показала нам русский народный инструмент гусли и даже исполнила былину.(показ слайдов)

Ходили вместе с детьми в музей Карпогорской средней школы.

Чувство любви к родной природе- ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитание любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкальной искусства. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П.И Чайковский цикл «Времена года», Ж.К. Сен-Санс цикл «карнавал животных, С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк» и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.

Каждый временной цикл(осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим занятием или развлечением. (показ слайдов «Хорошо осенью в России»)

Стало традицией нашего детского сада проводить праздник «День защиты детей» на природе. Каждый год мы идём в поход на любимую поляну, где ждут нас сказочные герои и, конечно, горячий чай у костра.( показ слайдов)

Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго останется в памяти ребёнка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

Особое значение в рамкам нравственно- патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны песни: «Бравые солдаты» А. Филиппенко, «Будем в армии служить» Ю. Чичкова, «Будем моряками» Ю.Слонова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Каждый год вместе с инструктором по физической культуре Карлиной Е.Г. отмечаем праздники день «Защитников Отечества», на которые обязательно приглашаем родителей . Устраиваем игры, соревнования. (показ слайдов)

Говоря о защитниках нашей Родины , нельзя оставить без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя из с песнями тех времён и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов.

7мая 2010г. была проведена военно-спортивная игра «Зарничка», в которой участвовали три команды: «Дошколята», «Озорники» и «Факел» . После игры дети отправились к памятнику воинам – пинежанам погибшим в годы Великой Отечественной войны, где отдали дань павшим землякам- возложили к постаменту цветы.(слайд)

Итак, совместное решение задач нравственно- патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкального руководителя нашего детского сада дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Поделиться:

Оставить комментарий