Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Занятие по обучению грамоте и подготовке руки к письму в подготовительной логопедической группе «Путешествие в страну словографию»
Post Icon

Занятие по обучению грамоте и подготовке руки к письму в подготовительной логопедической группе «Путешествие в страну словографию»

Автор: Калинина Татьяна Михайловна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 74" г. Ростов-на-Дону

Программное содержание:

Обобщить и закрепить знания детей по грамоте.

Способствовать развитию артикуляционных навыков и фонетического восприятия. Упражнять детей в дифференциации звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости, в выделении гласных, согласных, сонорных, выделении звуков из состава слова, делении слов на слоги, определении последовательности звуков в слове. Совершенствовать умение пользоваться различными схемами.Образовывать слова с помощью приставок, делать звукослоговой анализ слов типа CГC и CГCГ. Упражнять в слоговом чтении, письме слогов, слов, списывании. Совершенствовать словесно-логическое мышление, как одну из функций речи, воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к книгам.

В группе детям предлагается пойти в поход. Доходят до зала и под марш «Алфавит» проходят в зал к полянке.

Логопед:

Ребята, мы так долго с вами шли в поход, наверное, вы уже устали. Посмотрите, какая красивая полянка. Давайте присядем на нее и послушаем звуки природы.

Дети садятся на полянку, слушают звуки природы. Входит девочка Маша.

Маша:

Здравствуйте, дети! Меня зовут Маша. Я пришла к вам из сказки про страну Словографию. Я знаю, что и вы знакомы с этой сказкой. Хотите вместе со мной отправиться в эту волшебную чудесную страну?

Дети:

Да хотим!

Маша:

Но, чтобы попасть в эту сказку, нам нужно заснуть. А во сне мы окажемся в волшебной стране.

Логопед:

Итак, тем, кто хочет попасть в страну Словографию, спокойного сна и интересных сновидений.

Играет колыбельная, дети закрывают глаза, как будто засыпают.

Выходят две феи, проходят между детьми и легко дотрагиваются до детей. Дети постепенно просыпаются.

Фея Графика:

Здравствуйте, дети! Вы узнаете нас? Как меня зовут? (Фея Графика). А почему вы думаете, что я Графика?

Дети:

– У Вас в руках ручка.

– На Вас Буквы.

– На Вас цифры, знаки.

Фея Фонетика:

А кто я такая? (Фея Фонетика). А как вы меня узнали?

Дети:

У Вас в руках магнитофонная лента.

Феи Графика и Фонетика:

Дети, мы приглашаем вас в нашу страну, в наши волшебные замки. Отправляемся в путь?

Играет музыка, и под музыку дети идут в группу, где слышна песня «Учат в школе».

(В одном углу стоят магнитофон, телефон, проигрыватель, лежат кассеты

Ближе к окну стоят столы-парты, на них лежат тетради, кассы букв, альбомные листы, фломастеры, цветные карандаши, ручки, простые карандаши, тетради-прописи, лекала, медиаторы, пластилин, доска, семечки акации, цветная бумага, клей, ножницы).

Фея Фонетика:

Ребята, вам понравилась песня? А как мы смогли ее услышать?

Дети:

С помощью магнитофона и касеты, на которую ее записали.

Фея Графика:

А что, взяли ленту и написали на ней мои буквы?

Дети:

Нет, записали звуки, а мы их услышали.

Фея Фонетика:

Правильно, а как еще можно передать звуки другим людям?

Дети:

По телефону, радио, телевизору, проигрывателю, телеграфу.

Фея Фонетика:

А вы умеете играть со звуками? Давайте поиграем? Садитесь на коврик, и начнем игру.

Я подарю вам звуки, а вы мне вернете слова из них.

Мальчики, ловите звук – М.

Девочкам я брошу звук «а», ловите – А. а фее Графике – звук К.

Какое слово мы поймали вместе?

МАК

А теперь поиграем по-другому. Поднимите руки. В левую я брошу звук «ш», в правую – «р», а во рту у вас звук «а». Какое слово получилось?

ШАР

В левую руку брошу звук «с», в правую – «л». А что у вас во рту, если я загадала слово «стол»?

ТО

Ребята, а какие звуки бывают в нашем русском языке?

Дети:

– гласные,

– согласные,

– санорные,

– твердые,

– мягкие,

– звонкие,

– глухие.

Фея Фонетика:

А какие звуки можно петь?

Дети:

Гласные и санорные.

Фея Фонетика:

Давайте споем мелодию песенки «В лесу родилась елочка» с помощью гласных и санорных звуков.

Дети смотрят на плакат, где написаны буквы, фея Графика показывает указкой, а дети поют.

А а а а / о о о о / у у у у / ы ы /

Л л л л / м м м м / н н н н н / р – 2 раза.

Фея Фонетика:

Дети, а есть в нашем русском языке такие буквы, которые обозначают то два звука, то один? (Да, есть) А что это за буквы? (Йотированные гласные). А когда они обозначают один звук? (После согласного). А когда обозначают два звука? (После гласной, после «ъ и ь», в начале слова).

Фея Графика:

А вы можете это написать на доске? Кто хочет?

Выходят четыре ребенка и пишут.

я [ j ] [ а ] ю [ j ] [ у ] е [ j ] [ э ] ё [ j ] [ о ]

Фея Графика:

Ребята, а посмотрите, сколько интересного я приготовила вам в своем замке! Я подарила людям буквы, цифры, знаки, схемы, с помощью которых можно написать любое слово, предложение, рассказ, книгу и передать это другим людям. Но, чтобы научить писать, надо подготовиться, поупражнять руки, пальцы. Я предлагаю поиграть в школу и поупражняться. Хотите?

Звенит звонок. Дети подходят к столам. Становятся.

Фея Графика:

Сесть за парту сможет тот, кто отгадает загадки, которые я вам загадаю.

Задаю вопросы о буквах, слогах, звуковых дорожках, группах звуков.

Все дети ответили и сели.

Фея Графика:

Прежде, чем вы поупражняетесь в написании, приклеивании, лепке букв, штриховке, давайте вспомним все буквы алфавита. Хотите поиграть в игру «Алфавитный календарь»?

Логопед или ребенок отрывает листок календаря, открывается буква, а дети называют ее, читают стихотворение о ней.

Ну, а теперь покажите, как вы умеете писать, лепить и выкладывать буквы, как упражняете свои пальчики, чтобы они стали ловкими и крепкими.

Дети выполняют работу, каждый свою.(выкладывают буквы из семечек, лепят из пластилина, штрихуют, делают аппликацию, рисуют схемы слогов, слов, обводят медиатор, рисую фигурки, а затем заштриховывают их)

Покажите гостям, что у вас получилось.

Вы так старались. Давайте отдохнем и сделаем зарядку.

Дети делают зарядку.

А – любительница прыгать с ножки на ножку.

Б – не прочь бы побежать по ровненькой дорожке.

Г – поклоны низко шлет, очень уж старается.

А и я – в ладоши бьют и дружно улыбаются.

Фея Графика:

А вы умеете читать мои буквы? Давайте почитаем!

Дети читают по заданию логопеда на таблицах Зайцева

Прочитайте этот слог слияния.

А какой будет обратный слог?

Прочитайте эту дорожку. (Любую). (Мальчики, девочки).

А кто прочитает необычную дорожку? (Ш Ж Ч Ц). А что вы знаете об этих буквах?

Хотите поиграть в слоговые часы? (дети читают слоги по стрелкам часов), играем.

В каждом слове есть часть, без которой слово не может жить. Какая это часть? (Корень).

А какие части слова вы еще знаете? (Приставку, суффикс, окончание).

Я предлагаю вам поиграть в приставочную карусель.

Играем.(Дети читают слова от одного корня, образовывая их с помощью разных приставок)

Как хорошо, что мы с вами сделали первый шаг в прекрасный мир знаний, а начинается он с чтения. Ведь не зря говорят «Кто много читает, тот много знает». Даже стихотворение об этом написали. Расскажи нам его Валентин.

Ребенок читает стихотворение «Как хорошо уметь читать».

Ребята, в память о том, что вы побывали в стране Словографии, мы с феей Фонетикой хотим подарить вам самый дорогой подарок на свете. Отгадайте загадку о нем.

Не кустик, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Что это?

Книга.

Правильно, мы дарим вам книги, они маленькие, но очень интересные, их вы сами сегодня сможете прочесть. Какая пословица вам вспомнилась, глядя на эти маленькие книжечки?

Дети:

Мал золотник, да дорог.

Фея Графика

Ну, а теперь вам пора возвращаться в детский сад. Возвращайтесь на вашу полянку, погружайтесь в сон, а когда проснетесь, то будете уже в вашем детском саду.

Дети заходят в зал и приседают, ложатся на полянку, закрывают глаза под музыку колыбельную.

Звучит музыка «Пробуждальной» песенки, логопед и дети поют и выходят из зала.

Поделиться:

Оставить комментарий