Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации > Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста
Post Icon

Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста

Автор: Растегаева Екатерина Викторовна, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ детский сад №3 п. Нарышкино общеразвивающего вида,  Орловская область, Урицкий район, п. Нарышкино

Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому в каждом дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определённых профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу ещё в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
1.
Задачами здоровьесберегающих являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Принципы здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Позволяет дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Для реализации этих принципов необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного возраста.
Все здоровьесберегающие технологии я разделяю на три группы:
Цель: формирование у ребенка стойкой мотивации на здоровый образ жизни, полноценное и гармоничное развитие.
Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо:
1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.
2. Работа с семьей.
3. Создание здоровьесберегающей среды.
Здоровьесберегающие педагогические технологии я реализую на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые путем создания личностно-развивающих ситуаций, относящихся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дошкольники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Принципы, которых я придерживаюсь, применяя здоровьесберегающие технологии:
• “Не навреди!”
• Принцип сознательности и активности.
• Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
• Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
• Принцип доступности и индивидуальности.
• Принцип систематичности и последовательности.
• Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
• Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.
В своей практической деятельности мы применяем следующие здоровьесберегающие компоненты:
• Дыхательная гимнастика.
Цель: воспитание правильного речевого дыхания, профилактике болезней дыхательных путей.
• Массаж
Цель: нормализация мышечного тонуса
• Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие мелкой моторики
• Упражнения на координацию речи и движения
Цель: развивать умение координировать речь и движение, развивать двигательную активность.
• Динамические паузы.
Цель: развитие психоэмоциональной устойчивости, укрепление физического здоровья детей, повышение функциональной деятельности мозга и тонизирование всего организма.
• Гимнастика для глаз
Цель: развитие зрительного анализатора.
• Су-джок терапия (пружинные и шариковые массажеры)
Цель: нормализовать мышечный тонус, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга, повышение работоспособности, оказывает общее профилактическое действие.
• Релаксационные упражнения
• Фоноритмика
Цель: развивать речедвигательный анализатор с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений
• Сказкатерапия
Цель: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
• Подвижные игры.
• Утренняя гимнастика, гимнастика после сна.
• Закаливающие процедуры.
Результат использования здоровьесберегающих технологий:
• интеграция здоровьесберегающих технологий во все виды совместной деятельности педагогов с детьми и в самостоятельной деятельности воспитанников;
• обеспечение и поддержание психического и физического здоровья ребенка;
• воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
В заключении хотелось бы остановиться на определении, раскрытым физиологом В.Д. Сонькиным.
Здоровьесберегающая педагогическая технология - это:
• условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Поделиться:

Оставить комментарий